Найти тему
Учительская

Когда балльная система не работает: советы учителям, как оценивать знания школьников эффективней

Подготовка к урокам, проверки домашних и контрольных работ зачастую не позволяют педагогам уделить достаточно времени на обсуждение с учениками их успехов и неудач в освоении школьной программы. При этом образовательный процесс не может существовать без развернутой обратной связи. Почему пятибалльной системы оценивания знаний порой недостаточно и как педагогу выстроить индивидуальные образовательные траектории для детей, разбираемся с Еленой Краевской, методическим руководителем Яндекс Учебника.

   Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Проблемы «оценкоцентричности»

Современная система оценивания знаний в школах позволяет быстро дать обратную связь и показать, справился ли ребенок с конкретным заданием. При этом от педагога не требуется подробных объяснений, почему он поставил ту или иную отметку.

«Но многие коллеги согласятся, что пятибалльная система не совершенна. К примеру, она не учитывает прогресс ребенка в рамках одной оценки. Допустим, если ученик сделает 20 ошибок в диктанте, он получит “2”. На пересдаче он напишет его значительно лучше и допустит всего 8 ошибок, но ему все равно поставят “неуд”. Также оценки не дают учителям и родителям реального представления о пробелах в знаниях школьников. Если ребенок написал контрольную на двойку, вполне возможно, что он запутался не в конкретной теме проверочной работы, а в предыдущих».

В современных реалиях учителю сложно глубоко погрузиться в образовательный трек каждого ребенка — из-за отсутствия времени единственным инструментом оценивания знаний становится цифра в рабочей тетради или дневнике. Ученики же начинают либо бояться ошибок, потому что за ними следуют плохие оценки, либо расслабляются, привыкая к постоянным «неудам». А некоторые теряют интерес к учебе, потому что схватывают программу «налету», но при этом у них нет возможности отточить навыки на более сложных индивидуальных заданиях.

По мнению Елены Краевской, существует несколько способов построить образовательный процесс так, чтобы педагог смог высвободить время для проработки персональных траекторий обучения.

Лайфхак 1: Оценивать меньше, но качественнее

Первый способ довольно нестандартный – сократить количество домашних заданий в рамках некоторых тем.

«Учителям часто страшно отказаться от домашнего задания после каждого урока: “вдруг я не объяснил тему за 45 минут хорошо, поэтому пусть еще и дома потренируются”. Огромное количество “домашек” приводит к тому, что ученики получают усеченную обратную связь, которая им никак не помогает, и уставшего педагога, который с ужасом думает о том, что сегодня предстоит проверить еще несколько стопок тетрадей. Если же учитель проанализирует свои возможности и поймет, сколько работ он может вдумчиво и глубоко оценить за раз, образовательный процесс будет работать лучше: появится больше времени на то, чтобы проверить выполнение заданий, проанализировать, у кого из детей знания по программе “западают”, а кому можно предложить упражнения “со звездочкой”, и поделиться со всеми своими рекомендациями. При этом снизится и тревога учеников, которые будут знать, что не каждый урок подкрепляется проверкой пройденного, а оценка идет в журнал».

Формат обратной связи может быть разным: от небольших заметок прямо в тетради до устного обсуждения. Для учеников, которых нужно «подтянуть», отлично подойдет следующая техника: сначала нужно пояснить, что удалось хорошо, затем — какие моменты стоит подтянуть, и только потом можно переходить к рекомендациям по отработке навыков. Возьмем тот же диктант: даже если ученик допустил 20 ошибок, всегда нужно начинать с того, что получилось. Например, подсветить, что школьник хорошо освоил правописание «жи/ши». Затем стоит сказать, в каких именно словах и конструкциях возникли проблемы. К примеру, «хромают» безударные гласные. И третье – самое главное – объяснить, что с этим делать. Здесь можно попросить ученика выполнить дополнительные упражнения по конкретной теме.

Лайфхак 2: Раскрывать, по каким критериям оцениваются работы

Сейчас образовательный процесс чаще всего устроен так: ученику объясняют тему и дают задание на ее отработку. Ребенок редко задает дополнительные вопросы — просто делает, как знает. Это не всегда плохо, например, если нужно развить логическое мышление и увидеть, как ученик справляется с нетривиальными заданиями. Но в большинстве случаев отсутствие вводных о том, какой результат должен получиться на выходе и по какими параметрам будет оцениваться работа, порождает у ребенка тревогу.

Чтобы снизить напряжение и сделать процесс более прозрачным, можно внедрить критерии оценивания для конкретных заданий и показывать их школьникам перед выполнением той или иной работы.«Допустим, мы учим детей анализировать текст. Внутри одного задания нужно выделить несколько небольших подзадач, которые будут совпадать с изначальной целью и раскрывать ее, например,определить жанр, выделить структуру, узнать больше контекста о жизни героев и так далее. Эти параметры важно показать ребенку заранее и, получив работу, оценивать именно по ним. Так будет гораздо проще дать объективную обратную связь и объяснить школьнику, почему он получил именно такую отметку».

Образовательный стандарт довольно широко описывает систему оценивания знаний и навыков школьников, поэтому параметры на каждое конкретное задание учителю придется разрабатывать самостоятельно. Очевидно, что придумывать критерии для любой задачи в рамках учебного процесса слишком трудозатратно, но для начала можно попробовать внедрить систему оценки контрольных работ. Благодаря этому и педагог, и ученики будут понимать, какие знания и навыки оцениваются в рамках конкретных заданий, и как сформировалась оценка.

Лайфхак 3: Использовать цифровые инструменты

Совсем недавно учителям стал доступен инструмент, который позволит автоматически выстраивать индивидуальные траектории обучения для каждого ребенка в классе. Специалисты Яндекс Учебника, НИУ ВШЭ и ведущих педагогических вузов изучили предметные навыки из ФГОС для начальной школы, разложили их на тысячи более мелких, а затем соединили их с каталогом заданий по математике и русскому языку Яндекс Учебника.

Теперь, когда ученики занимаются на платформе, система автоматически определяет, как ребята усваивают учебную программу — кому можно дать задание посложнее на закрепление материала, а с кем — повторить пройденное, потому что ребенок допускает ошибку в каком-то конкретном месте. Причем технология способна не только фиксировать ошибки, но и определять причины их появления, даже если пробелы в знаниях тянутся с прошлого года.

«Если ребенок не справляется с какой-то темой, система не будет заставлять его прорешивать одно и то же задание, пока методом проб и ошибок ученик, наконец, не найдет правильный ответ. Вместо этого технология выделит навыки, которые не дают ребенку освоить новую тему. Например, система выявила, что у школьника проблемы с дробями. Следующим шагом она предложит ему повторить деление чисел. Если и там возникли сложности, технология проверит навыки вычитания и так далее. Получается, ребенок поэтапно восполняет те части образовательной программы, которые он не освоил вовремя. Это очень помогает не терять мотивацию, ведь постоянные неудачи из-за накопленных пробелов в знаниях часто вызывают у детей фрустрацию».

Статистика по усвоенным и неусвоенным навыкам в рамках школьной программы, а также рекомендации по заданиям для каждого ученика доступны педагогам в личном кабинете Яндекс Учебника.

Оценка в образовательном процессе не должна превращаться в наказание. Это, в первую, очередь, инструмент, который призван дать быстрый ответ, какие части школьной программы даются хорошо, а над чем еще нужно поработать. Но чтобы помочь ученикам повысить успеваемость и интерес к учебе, без более развернутой и четкой обратной связи никак не обойтись.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».