Фашистская Германия «началась» в Нюрнберге, когда Гитлер объявил о существовании Третьего рейха, и закончилась там же через 11 лет приговором Нюрнбергского процесса, осудившего самых страшных приспешников фашизма. Гиммлер, Геббельс, Борман, Мюллер, Гитлер и другие руководители фашистской Германии. Их имена известны многим, интерес к этим персонам не утихает. А что мы знаем о семьях и детях этих убийц.
Рихард фон Ширах родился в 1942 году в Третьем рейхе. А за девять лет до своего рождения его отец, Бальдур фон Ширах, начал блистательную карьеру при Адольфе Гитлере.
Рихард фон Ширах живет в Мюнхене. Он писатель, историк. Одна их последних его книг – автобиография «В тени моего отца». На Нюрнбергском процессе Шираху–старшему не было и 40 лет, он был самый молодой подсудимый. А младшему - всего 3 года. Рихард не понимал, что происходит, но ощущал, что происходит что-то страшное.
«Мы потеряли все. Исчез дом, пропала няня, к которой я был так привязан. Исчезла в тюрьме мать. Исчез отец, которого я толком не знал».
Бальдур фон Ширах в начале 30 годов XX столетия возглавил гитлерюгенд. Тогда эта молодежная военизированная фашистская организация насчитывала чуть больше 100 тысяч человек. Именно он убедил Гитлера, что сумеет привлечь в гитлерюгенд всю молодежь Германии. И ему это удалось блестяще. К 1936 году в ней уже состояли более 5 млн. детей, готовых умереть за родину. Бальдур фон Ширах был не только политиком, он был еще и поэтом. Именно он автор гимна молодежной организации. Но этот факт никогда не являлся гордостью сына.
«После приговора в Нюрнберге, чтобы проститься с отцом один ирландский священник пронес меня к нему в камеру под сутаной. Я тогда не понимал, почему он находится в тюрьме и почему у него в ботинках нет шнурков. Я видел, что передо мной просто добрый человек».
«Доброго папу» Рихарда приговорили к 20 годам заключения, а мать – отправили в трудовой лагерь. Вот так при живых родителях мальчик стал сиротой. Он рос в детдомах, он не знал семейного воспитания, а между тем роду Ширах почти 700 лет. Его предки были учеными, писателями, поэтами. Их труды хранятся в библиотеках. «Историю знаменитого рода не может прервать карьера в Третьем рейхе». Рихард фон Ширах не считает, что преступления совершенные его предками – это преступления против человечества. Он пытается оправдать и отца, и деда - Генри Гофмана, который был приближенным к Гитлеру и личным его фотографом. Он оправдывает мать – Генриетту Гофман. Именно ее Гитлер назвал «своей любимицей», а Ева Браун считала подругой.
Генриетте Гофман было всего 13 лет, когда её отец познакомился с Гитлером. По словам Рихарда, именно в семье Гофманов Гитлер обрел свою семью.
20 лет заключения Бальдур Ширах отбывал в немецкой тюрьме Шпандау, где он стал заключенным №1. Рихард посещал своего отца. Это можно было делать один раз в год на 30 минут. За временем строго следили. Ни опоздать, ни перенести свидание не было никакой возможности. Сын приходил на свидания вовремя. Перед свиданиями Ширах-младший в свои 10-12 лет записывал в дневник все вопросы, которые он задаст отцу. Например, знает ли он что такое нейлоновые чулки, пользовался ли он шариковой ручкой. Но самое важное для ребенка – это реакция отца, его жесты, голос. Ни в письмах, ни во время свиданий отец никогда не заводил разговор ни о Гитлере, ни о своей вине, ни о Третьем рейхе. О матери Рихард с отцом тоже никогда не говорили. В 1950 году Генриетта была признана невиновной, вышла из тюрьмы и развелась с сидящем в тюрьме Ширахом. Только спустя годы Рихард узнает, что написала мать в прощальном письме к бывшему мужу.
«Когда мир вокруг Германии начал рушится, я думала, что ты попросишь принять яд вместе с тобой, как это сделал Геббельс со своей женой и детьми. Это избавило бы меня от невыносимых страданий в борьбе за выживание. Но тогда ты ответил, что не можешь совершить самоубийство, что тебе надо прояснить твое место в истории».
«А кого же твое отношение к отцу-преступнику?» - этот вопрос часто задают Рихарду журналисты. На него он честно отвечает, что «трудно однозначно относится к человеку, которого ты вынужден любить».
За 20 лет, пока отец сидел в тюрьме, Рихард получил образование, стал писателем. Молодой человек очень надеялся, что после тюрьмы они воссоединятся с отцом и станут семьей. От фамилии отца он не отказался. Однозначно сказать, понимаю я Рихарда, приветствую ли его чувство к отцу, не могу. Могу сказать точно - родителей, как и Родину не выбирают.
😊 Дорогой друг, подписаться не забыл? Подписался? Благодарю!