Найти в Дзене

От бехевиоризма к когнитивной науке

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Ключевые представления о бихевиоризме:

  • Отрицание неких внутренних промежуточных переменных между стимулом и реакцией. Связь стимул-реакция понималась непосредственно.
  • Все промежуточные процессы в психике и мозге исключались из анализа в силу невозможности их непосредственного или объективного измерения.

Постепенно в течение XX века в нейронауке происходил переход к когнитивной трактовке наблюдаемых явлений, так как чисто рефлекторного объяснения ("стимул-реакция"), как в классическом бихевиоризме Уотсона, для объяснения многих наблюдаемых явлений оказалось недостаточно.

Прежде всего, подразумевается, что основная функция нервной системы (нашего головного мозга в том числе) состоит не столько в реакции на раздражители (хотя эта функция не отрицается), сколько в формировании адаптивного поведения на основе некоторых сложных и отчасти автономных процессов в нервной системе.

За психическими явлениями, таким образом, при включении когнитивного подхода, признается их собственная активность, автономность, то есть возможность их возникновения не только в ответ на внешние стимулы, как в случае рефлекса, но и спонтанно.

В науку возвращается представление о внутренних психических процессах, промежуточных, переменных, но уже на качественно новом информационном уровне.

В когнитивном подходе к исследованию психики, поведения, мозга, как и в бихевиоризме, сохраняется очень жесткое требование к проведению поведенческих экспериментов в строго контролируемых условиях. И это является новым уровнем применения объективного естественно-научного метода.

Эдвард Чейс Толмен считал поведение животных целенаправленным. Он предполагал, что в основе поведения лежит внутреннее стремление к цели, то есть оно не обусловлено только внешним стимулом.

Классический условный рефлекс Толмен объяснял через понятие ожидания. И он показал, что при прохождении лабиринтов крыса, как главное экспериментальное животное, руководствуется внутренней репрезентацией лабиринта, некой "когнитивный картой", а не только внешним стимулом.

Эксперименты, которые проводил Толмен, представляли собой достаточно простые схемы.

Фото из открытого источника, эксперимент Толмена
Фото из открытого источника, эксперимент Толмена

Голодная крыса запускалась в лабиринт для того, чтобы найти на выходе из лабиринта, который имел большое количество разветвлений, еду и, соответственно, удовлетворить свою потребность в пище.

Было показано, что голодная крыса, достаточно легко может найти пищу и выход из этого лабиринта. Однако, скорость выхода из лабиринта крысы значительно повышается (то есть она быстрее находит еду и быстрее покидает лабиринт), если до этого крыса без каких-либо фрустрированных потребностей (то есть сытая крыса, которая не испытывает потребности в жажде) была запущена в этот лабиринт просто исследовать, как этот лабиринт устроен.

Таким образом, несмотря на то, что у крысы не было какой-то прямой потребности запомнить устройство лабиринта, по ее поведению, по тому, что она быстрее впоследствии находила выход из этого лабиринта, можно было сделать вывод, что крыса сохранила некую внутреннюю репрезентацию лабиринта или, по Толмену, "когнитивную карту".

Николай Александрович Бернштейн — следующий представитель, которого мы опишем в данном когнитивном подходе, — выдвинул принцип активности в противопоставление принципу реактивности.

Что представляет собой принцип активности при анализе поведения?

Предполагается, что двигательные акты совершаются на основе внутренней двигательной программы в противовес рефлекторному представлению о выполнении движений.

Согласно этим представлениям, автоматическое выполнение движений в ответ на стимул — это только частный случай двигательной активности (например, когда мы отдергиваем палец от горячей сковородки), в то время как в подавляющем большинстве организм спонтанно формирует собственную двигательной программу и имеет возможность регулировать выполнение этой программы, контролировать ее исполнение и корректировать движения, если, например, они отклоняются от заданной программы.

Берштейн представил схему рефлекторного кольца в противовес схеме рефлекторной дуги, которая была, в том числе впервые предложена на основе представлений Декарта.

Фото из открытого источника, рефлекторное кольцо Берштейна
Фото из открытого источника, рефлекторное кольцо Берштейна

Схема рефлекторной дуги представляла собой наше самое простое поведение по принципу стимул-реакция.

Когда мы отдергиваем палец от горячей сковородки, мы получаем раздражитель, болевое раздражение от ожога, и, соответственно, это запускает нашу двигательную реакцию — срочно отдернуть палец, чтобы перестать повреждать ткани.

Согласно Бернштейну, у нас имеется не только эта чувствительная обратная связь, благодаря рецепторам в нашей коже, но и некий центральный процессор, прибор сличения, задающий прибор, которые хранят информацию о программе движений и могут корректировать их на различных уровнях.

Также при рассмотрении когнитивного подхода нельзя не упомянуть работы Дональда Хебба — идеолога и нейропсихолога, который известен своими работами по клинической нейропсихологии памяти, и который сформулировал некие представления о физиологических механизмах обучения и памяти.

Результатами его исследований стали сформулированные правила, гласящие, что между одновременно активированными нейронами сети, пороги синоптического контакта снижаются. То есть сигнал между этими нейронами проходит при повторной инициации взаимодействия быстрее. Это правило легло в фундамент разработок в области искусственных нейронных сетей в компьютерных науках. Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи процессов, которые происходят в головном мозге, и наших мыслительных или когнитивных процессов.

Продолжая наше представление о теоретиках и практиках, которые стали выдвигать представление о взаимосвязи изменений в мозге и происходящих в мозге каких-либо физиологических процессов и изменений на поведенческих уровне, необходимо упомянуть работы Александра Романовича Лурия — советского психолога, который является одним из основоположников современной нейропсихологии.

На основе материалов травматических поражений и также опухолевых поражений головного мозга, он сформулировал основные принципы локализации функций в мозге, так называемую теорию системной динамической локализации психических процессов.

Также он создал классификацию расстройств речи, афазических расстройств, и описал ранее неизвестные формы нарушения речи. Подробно изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, программирование регуляции контроля нашего поведения, а также мозговые механизмы памяти.

Как минимум до середины XX века в экспериментальной психологии преобладало воззрение, согласно которому психология должна была считаться наукой о поведении, поскольку лишь поведение может быть изучено объективно.

Однако, отдельные исследователи смогли преодолеть этот барьер на 10-20 лет ранее общепринятой даты рождения когнитивной науки.

К середине XX века сформировался новый подход, порожденный достижениями многих наук. Чрезвычайно важное влияние на новый подход оказало развитие кибернетики, попытки создания искусственного интеллекта и достаточно активное развитие компьютерных наук в целом.

Датой рождения когнитивной науки в ее современном представлении как самостоятельной дисциплины междисциплинарного направления считают 11 сентября 1956 года, на симпозиуме в Массачусетском технологическом институте.

На этом симпозиуме были представлены доклады представителей трех направлений: психологии, лингвистики и компьютерных наук, каждый из которых гласил, что одними методами внутри каждой из этих наук нельзя ответить на вопрос об устройстве познавательных процессов.

И в связи с этим возникла необходимость создания междисциплинарного направления когнитивной науки (или когнитивистики), позднее в которую были включены основные дисциплины, представленные в форме данного когнитивного шестиугольника: философия, нейронауки, антропология.

Фото из открытого источника, когнитичный шестиугольник
Фото из открытого источника, когнитичный шестиугольник

И эти основные шесть дисциплин стали основой формирования когнитивной науки. Позднее также нейронауки заняли одну из главенствующих ролей в этом когнитивном шестиугольнике в рамках когнитивной науки как отдельного направления.