КОРОТКО
Получивший лучшее в Москве образование по направлению «юриспруденция» и «философия», эрудит Ильин к началу революции 1917 года — один из самых молодых преподавателей Московского университета, правовед-оратор с докторской степенью, эксперт по Гегелю, мастер немецкого (он сам наполовину немец). Революция превращает Ильина сначала в активного политического диссидента, затем в арестанта, а после в пассажира знаменитого «философского парохода». <...> В эмиграции Ильин стал идеологом ветеранских организаций Белого движения, мечтающего о реванше. Поддерживал идеи фашизма, изучая Муссолини и Гитлера, пропагандировал русскую идею с обязательной религиозностью, яростно всю жизнь критиковал Советскую Россию.
В поминальнике российской власти философ Ильин стал появляться в 2004 году, хотя Кремль тогда еще метался, выбирая себе «любимого мыслителя». На эту роль пробовали Бердяева, даже Константина Леонтьева — но остановились на Ильине. В 2005 году прах философа был перезахоронен, в Россию из США при участии Путина возвращена библиотека философа. В 2009-м Путин жертвует средства на надгробие Ильину....
Сегодня Путин цитирует Ильина в обращениях к Федеральному собранию и других публичных выступлениях и интервью, что читают и знают его — кивают Медведев и Володин, а раньше Сурков. Да что там: на цитатах Ильина уже проверяют школьников во время ЕГЭ...
Фиксирование Ильина на консерватизме, религии и традиционных ценностей, которые надо защищать силой, обладает такой гравитацией, что даже Геннадий Зюганов называет этого непримиримого противника Советов, всю жизнь желавшего смерти большевикам, «выдающимся философом, публицистом, политологом, аналитиком» и т.п. Но не спешите удивляться!
«Ни один из русских интеллектуалов XX века не подходит для обоснования нынешнего политического порядка так, как Иван Ильин, самый догматичный из наших религиозных философов», — писал в 2014-м году философ Кирилл Мартынов (признан иноагентом в 2022-м).
Критик Ленина, ставший Анти-Лениным
В начале своей карьеры Ильин успел написать разгромную рецензию на «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина (тот взял себе псевдоним В. Ильин).
Злая ирония состоит в том, что Иван Ильин со временем стал антиподом, карикатурной копией Ленина. Помимо чисто внешнего сходства и конспиративной деятельности в нейтральной Швейцарии во время мировых войн их объединяла бескомпромиссная ненависть к политическим оппонентам. Отличие состояло в том, что
- Ленин был за рабочих и крестьян, опирался на Маркса и победил в Гражданской войне.
- Ильин же был в стане проигравших, к которым к тому же примкнул уже после окончания схватки. Он выступал за помещиков и священников и опирался на русскую идею.
<...>
Активист среди философов
Академический философ, ставший поэтом и трибуном «Белого дела», — фигура уникальная. Но сосредоточившись на антибольшевизме целиком, Ильин не смог выйти из этой гравитации: в его системе подлинная трагедия России — в большевиках, а возрождение России — в яростной борьбе с ними.
(О том, что события 2020-х в России — конец почти столетнего периода большевизма, отлично описал Владимир Пастухов. Интересно, что Путин, по Пастухову, как раз последний большевик. Прикладываю ссылку)
Академические философы-эмигранты не пошли за активистом Ильиным, они не чувствовали себя настолько уверенно в роли проводников ясного политического курса.
В этом смысле очень показательна полемика, развернувшаяся вокруг книги Ильина «О сопротивлении злу силою», относящейся к его раннему эмигрантскому периоду (1925). Ильин со всей яростью обрушивается на проповедников этического толстовства, недопустимого и невозможного, по его мнению, в момент борьбы за судьбу родины.
По сути, перед нами применение аппарата немецкой классической философии к обличению своих политических оппонентов на текущем историческом моменте, чем всегда так славились теоретики-большевики. Бердяев отреагировал чрезвычайно злой рецензией «Кошмар злого добра», где с первых строк заявлял, что
«Чека во имя Божье более отвратительно, чем Чека во имя дьявола».
Зинаида Гиппиус заявила, что Ильин стал «бывшим философом», а его текст представляет собой «военно-полевое богословие». Впрочем, Ильин нашел тогда союзников даже среди представителей умеренного крыла эмиграции вроде Петра Струве, да и сам за словом в карман не лез.
В письме к митрополиту РПЦЗ Анастасию Ильин громит своих конкурентов-«ересиархов»:
«…я пытаюсь заткать ткань новой философии, насквозь христианской по духу и стилю, но совершенно свободной от псевдофилософского отвлеченного пустословия. Здесь нет совсем и интеллигентского «богословствования» наподобие Бердяева — Булгакова — Карсавина и прочих дилетантствующих ересиархов… Это — философия простая, тихая, доступная каждому, рожденная главным органом Православного Христианства — созерцающим сердцем…»
Церковь, традиционные ценности и фашизм
<...> Кто не верит в Бога, тот, по Ильину, разумеется, не сможет понять природы России. <...> Философия, по Ильину, ищет пути возрождения духа, целью философского знания является очевидность, последняя раскрывается в традиционных ценностях.
В целом Ильина можно охарактеризовать как типичного консервативного философа своего времени. Герметичные, полные метафизики и даже мистицизма тексты Ильина строятся вокруг аксиом, принятие которых автоматически означает признание убедительности его выводов.
Понятия, которыми он оперирует, например:
- «вознесенный дух»,
- «созидающее сердце»,
- «живое дуновение Бога на земле», —
могли бы легко найти свое место в текстах любого, скажем осторожно, правого мыслителя XX века, к примеру, барона Юлиуса Эволы (итальянский философ, идеолог неофашизма. — Ред.). У Ильина вообще не было серьезных разногласий с фашизмом, но об этом написано уже довольно много.
О фашизме писал и сам Ильин. 1928 год — работа «О русском фашизме». В 1933-м (в Германии к власти уже пришел Гитлер, но Ильин сам в Париже) — появилась его статья «Национал-социализм. Новый дух». Цитата:
«… Я категорически отказываюсь расценивать события последних трёх месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев… То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Сброшен либерально-демократический гипноз непротивленчества. Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию — европейской культуре даётся отсрочка…»
Фашизм по сути оправдывается как эффективная борьба с большевизмом, результат — «победа», или хотя бы «отсрочка» — и это, по Ильину, важнее «точки зрения немецких евреев» (почти военный эвфемизм!).
В 1937 году Ильин заявляет: для обновления России необходимы:
- вера,
- любовь,
- свобода,
- совесть,
- семья,
- родина,
- национализм,
- правосознание,
- государство
- частная собственность.
Перед нами список идеально подходящий для немедленного всасывания в идеологию нынешней российской элиты. Разве что свобода тут — не на месте. Возможно, эта «свобода» — тоже лишь свобода от большевизма.
Философ кадила и нагайки, Ильин блестяще подходит для ответа на вопросы, которые по-настоящему волнуют наших новых консерваторов.
- Почему находиться у власти им необходимо по возможности всегда,
- почему все вокруг должно принадлежать уважаемым людям
- почему народ должен покорно принять свою судьбу (в любви, вере и смирении).
«Цитировать Ильина в качестве неоспоримого обоснования, как цитировали в советских учебниках Маркса и Энгельса, — значит занимать сторону в гражданской войне и объявлять ее незавершенной», — рассуждал публицист и философ Мартынов в 2014-м.
...В октябре 2022-го, отвечая на вопросы ведущего Валдайского форума (где снова цитируют Ильина), Владимир Путин соглашается: гражданская война уже идет. Прямо сейчас: