Реструктуризация Credit Suisse. Второй по величине швейцарский банк разместит новые акции на 4 млрд франков и продаст часть инвестиционного бизнеса, чтобы сосредоточиться на управлении активами состоятельных клиентов.
Покупателем инвестподразделения станет консорциум во главе с американской управляющей компанией Apollo Global Management. А дополнительно размещение акций будет постепенным и продлится до конца ноября, сообщила в четверг пресс-служба банка. Бумаги на 1,5 млрд приобретет Саудовский национальный банк, доля которого вырастет почти до 10%.
Не очень понятно, кто купит новые бумаги еще на 2,5 млрд. Не исключено, что Credit Suisse придется спасать швейцарскому правительству. Продолжает управляющий директор «Арбат капитал менеджмент» Алексей Голубович:
Алексей Голубович управляющий директор Arbat Capital «Покупатель на 1,5 млрд может быть связан с тем, что у них в этом банке есть собственные активы, в том числе что активы в таком виде, что вывезти их или обезопасить непросто, так как в банках Швейцарии, конечно, большая часть иностранных денег хранится не на балансе банка, а как некий забалансовый пассив, и он не подвержен риску, но если это кеш на счете (а вполне может быть, что это кеш), то банкротство Credit Suisse привело бы к замораживанию этих денег очень надолго. Поэтому, возможно, это вынужденная мера. В остальном — кто купит еще на 2,5 млрд швейцарских франков, или, что то же самое, долларов, пока трудно предсказать. Так как спекулятивные сделки здесь маловероятны, потому что большинство специалистов признавали, что не время еще покупать акции Credit Suisse на дне, — не факт, что это дно близко. Банк, конечно, торгуется очень дешево, то есть его рыночная цена меньше 25% от балансовой стоимости этих акций. Но так торгуются многие банки — Deutsche Bank — 30%, Barclay’s — 40%. Таким образом, Credit Suisse является, может быть, и худшим среди европейских крупных банков по финансовым показателям, но с учетом глубины его проблем и невозможности их быстрого решения в кризисной ситуации, я думаю, что его акции должны стоить еще дешевле. Скорее всего, банк будет спасать швейцарское правительство либо есть еще слухи, что он будет поглощен крупной итальянской банковской группой. Тем не менее это не более чем слухи».
Согласно отчетности Credit Suisse за третий квартал, чистый убыток банка в июле-сентябре составил 4 млрд швейцарских франков против прибыли в 434 млн франков годом ранее. Акции банка с начала года упали на 48%, достигнув рекордного минимума в начале октября.
Поможет ли реструктуризация спасти банк? Мнение гендиректора инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислава Машагина:
— Credit Suisse фактически рухнул — это уже секрет Полишинеля. Вопрос в том, насколько долго этот локдаун по исполнению обязательств продлится и случатся ли покупки и дополнительные вливания или нет. Если вдруг эта ситуация не удержится, то европейским банкам хана. Полное уничтожение их финансовой системы, потому что Credit Suisse завязан практически на каждый крупный европейский банк и особенно на тех, кто самый крупный, и на тех, кто работает на инвестиционном рынке. Credit Suisse один из крупнейших производителей деривативных инструментов и всевозможных деривативных сделок, и их намного больше, чем физических, и даже больше, чем долговых. Для всего мира это будет гораздо хуже, чем Lemon Brother’s. Гораздо хуже, раз в пять примерно.
— Если предположить совсем оптимистично, что реструктуризация, эти 4 млрд и продажа части инвестбизнеса, станет успешной, во что в итоге превратится Credit Suisse?
— 4 млрд — это надгробная табличка, где написано, что 4 млрд умерли в таком-то году. На самом деле сумма гораздо больше, и можно ее оценить от 50 млрд до 100 млрд долларов. И эта сумма, к сожалению, мультиплицируется, потому что деривативы, в которые очень сильно вовлечен Credit Suisse, позволяют делать сделки с многократным увеличением. И это будет потеря примерно триллиона долларов, именно в балансах банков убытков. Это вещь, которую современная финансовая система не переживет.
По данным France-Presse, Credit Suisse планирует сократить 9 тысяч рабочих мест к 2025 году, уменьшив штат сотрудников до 43 тысяч человек.