Напомним: в конце 40-х годов в СССР прошли судебные процессы против партийных руководителей Ленинграда и области. Им были предъявлены обвинения во враждебно-подрывной деятельности, коррупции и использовании служебного положения в личных корыстных целях.
В частности, они вдвигали идею создания ЦК компартии РСФСР, как было в других союзных республиках, с ее столицей в Ленинграде. В ходе расследования были вскрыты многочисленные злоупотребления и денежные растраты со стороны партийных чиновников города.
В материалах дела прослеживался и шпионский след. Связан он был со вторым секретарем Ленинградского горкома ВКП (б) Яковом Капустиным.
В середине 30-х годов он был отправлен в командировку в Лондон в советское торгпредство. Ему предстояли несколько месяцев стажировки для изучения конструкций и работы паровых турбин.
Командировка затянулась и Яков завел интрижку с предоставленной ему переводчицей-англичанкой. Удивляться этому не стоит. Во-первых, дело молодое. Во-вторых, в 30-е годы у нас в среде партийных и государственных чиновников царили довольно свободные нравы. Вспомним, хотя бы первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) Кирова.
Стал Капустин похаживать к своей любовнице-англичанке, пока, однажды, не был застигнут ее мужем в момент интимной близости. Разразился скандал. Этот случай стал предметом разбирательства партийной организацией советского торгпредства, где на временном учете стоял Капустин. Странно, что случай этот спустили на тормозах и фигурант его отделался выговором.
Случившееся с Капустиным в Лондоне очень похоже на «медовую ловушку». Есть такой способ вербовки агентуры, который используют многие разведки. Никому, кто попадался на этот прием, не хотелось, чтобы его публично уличили в неподобающем поведении за границей. Вот и соглашались на предложение вербовщиков замять это дело взамен на секреты.
Вряд ли британская разведчики упустили возможность завербовать таким образом Капустина – выпускника Ленинградского политехнического университета. Правда, мы не знаем, что он ответил им на сделанное предложение работать.
Правда, не всегда такая операция увенчивалась успехом. В 60-е годы офицеры КГБ пытались завербовать сотрудника голландского посольства. Когда ему показали его фотографии с московской проституткой в обнаженном виде, он попросил несколько экземпляров каждой: одну жене, одну себе и несколько для своих приятелей.
С того времени прошло лет 15. Вернувшись в Ленинград, Капустин быстро сделал карьеру по партийной линии. Когда стало разворачиваться «Ленинградское дело», чекисты достали из своих архивов донесение о его неподобающем поведении в Лондоне. Копанули глубже и получили «веские основания» считать Капустина агентом английской разведки. Летом 1949 года он был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Великобритании.
Попав в руки чекистов, Капустин быстро признал этот факт. Попутно он рассказал о действовавшей в Ленинграде антипартийной и антисоветской группировке и ее руководителях.
Всего по «Ленинградскому делу» было осуждено более двухсот человек. Из них 26 расстреляно. В 1954 году состоялся его пересмотр и часть обвиняемых были реабилитированы.