Немецкий инструмент сегодня - это бренд, который повышает значимость мастера в глазах клиента практически до небес. Сразу видно, что человек зарабатывает столько денег, что готов ввалить в ручной инструмент половину цены Лады Гранты а то и больше. Соответственно и берёт за свои услуги тоже не хилую кучку денег.
На самом деле это удивительно, так как несколько десятков лет назад инструмент с лейблом "Мейд ин Германия" ценился... никак он не ценился. Даже "Сделано в Китае" сегодня ценится лучше, чем в Германии тогда. А сами немцы покупали исключительно английский или французский инструмент.
Но на рубеже 19/20 веков что-то произошло и в Германии появилась целая плеяда небольших ремесленных фирм, которым удалось вырасти в настоящие легенды мира инструментов.
Про одну такую легенду сегодняшний рассказ.
В 1882 году в небольшом немецком город Кроненберге покупает дом обычный немецкий ремесленник по имени Карл Густав Путш. Ремесленник в то время это как сегодня слесарь на выезде, эдакий муж на час: то есть мужик реально разъезжал по округе с целью кому-нибудь что-нибудь прикрутить/открутить/приварить/забить/вставить.
Но так как денег это приносило только на покушать и то не всегда, то ремесленник Карл решает изменить род деятельности и стать кузнецом. Так как знающие люди, на инфокурсах (но это не точно) говорили, что кузнец получает много денег...
Именно поэтому новоявленный кузнец покупает дом барачного типа в небольшой городке, в котором жило целых 140 человек. Не сказать, что жители городка обрадовались появлению кузнеца в своих краях, так как небольшая коммуна ценила тишину, спокойствие и сельское хозяйство, а не железки и стук молотков.
За первые полгода Карл починил всё, что можно было починить в округе, сковал и перековал всё железо, после чего кузница встала. Сами понимаете, 140 человек ближайших потребителей как-то маловато для того, чтобы заработать кучу денег.
Честно, не знаю, кто подкинул кузнецу идею перепрофилировать своё предприятие, но идея была гениальная с самого начала. Карл Густав решил больше не ковать изделия на заказ, а заняться... инструментом, в том числе для своих собратьев по цеху - кузнецов.
Небольшая кузнеца начала выпускать клещи, молотки, плоскогубцы, зубила и прочий "кусачий" инструмент. Сталь покупали самую лучшую в ближайшем городке Золинген - на то время это была лучшая сталь в мире. Именно из неё и стал делать свой инструмент Карл.
Всё ковалось вручную, делалось на совесть, что не могло не сказаться на качестве. Со временем о кузнице узнали и её продукция стала в буквальном смысле нарасхват. Заказов стало так много, что приходилось работать круглые сутки: сам мастер и три его подмастерья делали несколько сотен клещей в неделю.
Однако радости кузнеца были совсем не рады... соседи. Их жизнь от постоянного клацанья молотков, угольной пыли, дыма и гари превратилась в ад. Что они только не делали, кому только не жаловались и даже пытались совершить диверсию. Короче, гадили.
Кузнец понял, что нужно что-то менять. Но так, как денег на новый дом он ещё не заработал, переезжать было не вариант, он решил перенести кузницу с улицы в... подвал!
В ПОДВАЛ, КАРЛ!
Проблема была только одна: в подвале, пусть и довольно просторном, бить молотами по наковальням в три руки было... совсем не с руки. И Карл Густав изобрёл первый в Германии механизированный падающий молот. Адскую машину собрали прямо в подвале дома и запустили. Бацала она в разы сильнее, чем куча молотов, но она хотя бы была одна. Работа ускорилась и вместо 300 клещей в неделю кузница начала выпускать 1000!
То есть в 3 раза больше!
Соседи сначала подуспокоились, однако возникла проблема другого рода. Фундамент дома не был рассчитан на такие нагрузки и стал разъезжаться в разные стороны. Дом в буквальном смысле поехал. Да и спать над молотом было просто невозможно: всё тряслось и подпрыгивало, как будто всю семью бил старик Паркинсон.
Однако через некоторое время местные снова начали жаловаться, так как коровы и овцы боялись проходить мимо прыгающего дома, который стоял прямо на въезде в нано-городок из 140 живых душ.
Всё же пришлось кузнецу строить новую кузнецу подальше от несговорчивых соседей.
В новой кузнице установили сразу несколько молотов, наняли ещё 4-х человек и предприятие Карла стало выпускать уже 7000 клещей и плоскогубцев в неделю. Через несколько лет количество работников увеличилось до 27, потом до 200...700...1000. А в 1942 году семейная кузница Путш была переименована в:
Так появилось крупнейшее, самое известное и... самое дорогое семейное предприятие германии, которое выпускает ручной инструмент: клещи, плоскогубцы, пассатижи, стриперы, кримперы и прочие инструменты. Сегодня это транснациональная компания, которая является всё ещё семейным предприятием и управляется... Карлом Густавом.
Да, да, да согласно семейной традиции все мальчики в семье называются именем Карл Густав. Так бывший ремесленник, слесарь, кузнец создал легендарную компанию и обрёл бессмертие.