…Правильному школьнику очень хочется знать, чего он не знает, чтобы усилить свои старания и дополнительно позаниматься самостоятельно (шутка!).
…Правильному учителю очень важно знать, чего он не додал ученикам, чтобы дать больше (почти шутка!).
…Чиновникам Рособрнадзора, чтобы оправдать свою функцию, очень важно загрузить контрольными и школьников, и учителей, собрать отчеты от нижестоящих чиновников и положить их в стол, не читая… Чиновникам важно показать обЧеству, что они очень нужны и не зря получают высокую зарплату (не шутка!)
А теперь представим, что Рособрнадзор упразднили. Убавится ли количество знаний в головах школьников (ведь они Главные в школьной системе), если учителя перестанут проводить контрольные и даже вызывать учеников к доске отвечать???
Ответим, заглянув в душу ученика 3-го класса.
КТО СИЛЬНЕЕ?
Как обычно происходит в школе?
Открывает учительница классный журнал и вызывает к столу какого-нибудь ученика пересказывать текст. Совестливый ученик, то есть тот, кто хорошо воспитывается родителями, внутренне этому сопротивляется, хотя дома несколько раз прочитал текст, повторил его на перемене и неплохо помнит. Все равно, как-то нехорошо, уныло на душе.
А в голове еще какие-то неполноценные мысли вьются, примерно такого содержания: «У всех лежит учебник на парте. Все его читали… могут еще раз прочитать, если надо. А мне почему-то надо его пересказывать! Зачем? А главное – кому? Гене? Ему это до фени. Машеньке? Но ей лучше стихи почитать. А, Людмиле Ивановне! Она отметку ставит…».
И по нервной слабости, желая быстрее избавиться от внутреннего дискомфорта, ученик скороговоркой пересказывает текст.
Людмила Ивановна и говорит:
– Ты не все рассказал. Садись, три.
Ставит отметку в журнал и спрашивает:
– Кто хочет?..
Поднимает руку сильный ученик и слово в слово пересказывает текст. «Пять!»
Сидит ученик со слабой нервной системой за партой и продолжает себя мучить: «Ведь я все знал, все знал, но с собой, дурачок, не справился!..»
И так он мучается в школе все время…
И вырастает в независимого и умного человека.
P.S. Отметки (даже в форме звездочек) в начальной школе противоречат потребностям детей. Они угнетают психику учащихся, ибо преждевременны. Отметки нужны только в старших классах, так как удовлетворяют потребность в самоутверждении. В начальной школе успехи детей лучше оценивать общими словами: «Хорошо, ребята! Хорошо, ребята! Занимаемся – дальше!». Не выделяя учеников, не противопоставляя их друг другу, учитель тем самым побуждает детей делиться самым важным – своими достижениями.
История взята из книги:
Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
Главная мысль в книге – мысль педагогическая: «счастье доступно только людям воспитанным».
Основной метод письма – научно-художественный метод Михаила Зощенко.
С позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики авторы (доктора наук) описывают основные этапы жизни современных людей (с рождения до старения), обогащая текст литературно-художественными сочинениями.
Подробнее о книге в статье «Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко» на Канале «Воз сена» (Яндекс Дзен).
###
Написать эту статью побудило интервью г-на Музаева, в котором он утверждает, что ученики должны в школе волноваться и утомляться, а контрольные должны мотивировать их к действиям. Вот только к каким действиям могут мотивировать учеников хронические стрессовые состояния в школе, он не сказал. Хотя есть статистика роста среди школьников насилия над учителями и суицидов.
###
Самое страшное заключается в том, что никого не интересует психическое состояние школьников.