февраль 1238 года. После штурма столицы Северной Руси орда Батыя рассыпалась хищной лавой. Чингизиды разошлись по Северной Руси, чтобы добить оставшиеся города. Один из тумэнов пошел на Переяславль-Залесский.
По древнему тракту войско чингизида Гуюка шло сквозь тайгу на родину Александра Невского. Видно очень не любил хан Батый двоюродного брата из дома Угэдэя (сын Чингисхана, каган монголов после него), раз отправил Гуюка - сына императора, на столь сложную цель.
Был основан Переяславль в 1152 году как столица Севера, по размерам укреплений уступал только Владимиру. Ставший родовой вотчиной князей Всеволодовичей, он явил Александра Невского на свет и защищал переяславский тракт, древнюю дорогу Руси.
И хотя князей в нем сейчас не было, по этому тракту тянулись колонны беженцев, бегущие от монголов. И поэтому воевода Ефимий решил защищать Переяславль-Залесский до конца, чтобы дать им время уйти. Да и не брал Переяславль еще ни один враг. Чудь, мордва и булгары, приходили и уходили ни с чем, печенеги тут сломали зубы.
"Чем монголы лучше их?" - подумал Ефимий и поднял по тревоге переяславский полк, довольно приличный - 2 тысячи пехоты и пара конных сотен. Эвакуировав женщин и детей, воевода стал готовиться к битве, благо Переяславль-Залесский входил в десятку крепостей Руси.
Три километра десятиметровых валов заканчивались на вершине деревянной стеной толщиной в 2 метра. 12 стрелковых башен истребляли вражину, карабкающуюся по крутым берегам двух рек, опоясывающих город. А с сухопутного подхода к стене выкопан глубокий ров.
В нескольких километрах севернее стоял языческий Клещин, основанный дославянскими племенами. В этом деревянном остроге на горе воевода разместил конницу для контратак, прикрытую ополченцами на стенах. "Раньше отбиваться от степняков удавалось с парой сотен, неужели не отобьемся с парой тысяч?" - размышлял Ефимий. О тактике неведомых монголов воевода не знал.
Уйгурский тумэн Гуюка подошел к крепости в конце февраля и сразу ринулся на штурм, пытаясь взять Переяславль быстрой атакой. К Спасским воротам пополз таран, но со стен полился поток русских стрел и кипящее масло. Славянские рабы хашара, пленные из Юрьев-Польского, закрыли телами ползущий таран, монголы открыли подавляющий огонь по стене.
Но переяславцы перебили рабский щит и сожгли таран у ворот. Попытка штурмовать стены крючьями и и лестницами тоже сорвалась, азиаты отступили, оставив на кровавом снегу сотни мертвых и визжащих от боли. Теперь Гуюку пришлось осаждать упрямый город по всем правилам китайской инженеров.
В обозе у сына императора были камнеметы и стрелометы, по крайне мере Джами ат-таварих сообщает об обстреле города горшками с горящим жиром и камнями, в поэтическом стиле арабской летописи. Обстреливал хан Гуюк Переяславль-Залесский 5 дней, а воевода Ефимий храбро ходил в контратаки, пытаясь уничтожить камнеметы.
5 дней выиграл полк Невского для беженцев бегущих на север. 5 дней это как Владимир, это очень много. Через 5 дней рухнула стена, но когда монголы ринулись в пролом, то увидели стену огня, пожары охватили деревянный город.
Нукеры встали на краю огня и грустно наблюдали как огонь превращает добычу в пепел. А затем в глубине дыма и огня тяжело ударил колокол Преображенской церкви. Из нестерпимого жара полетели копья и стрелы, показались последние защитники Переяславль - Залесского.
Опустив луки и сабли нукеры молча смотрели, как падают с оружием в руках горящие орусуты. Как честь воина побеждает страх смерти. Под Переяславль - Залесским Гуюк потерял большую часть императорского тумэна, так как его заметного участия в дальнейших битвах 1238 года более не было.
Буду благодарен за Ваш лайк 👍 Группа Вконтакте | Одноклассники