Доброго дня всем. Перед вами очередная серия по сериалу разбора списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Фильм, о котором я сегодня должен рассказать, я смотрел уже четыре раза, и даже один раз уже писал о нём, так что, надеюсь, получится коротенько.
35 место
"Психо"/"Psycho"(1960)
Рейтинг КП - 8,1; Кол-во оценок - 133 298;
Рейтинг IMDb - 8,5; Кол-во оценок - 719 413;
Режиссёр - Альфред Хичкок.
Мэрион Крэйн недовольна романом с разведенным мужчиной, который уделяет ей внимание только наездами. Поэтому девушка крадет на работе крупную сумму и в спешке бежит из города. Мэрион останавливается на ночь в мотеле, которым управляет Норман Бейтс — юноша, страдающий от гнёта своей горячо любимой, но деспотичной матери.
Без спойлеров
Об одной из самых известных картин в биографии Альфреда Хичкока, если не самой известной, я уже высказывался два с половиной года назад на этом же канале, так что коль интересно, можете ознакомиться. Я, может, и вовсе не стал бы тут задерживаться, но всё-таки уж более двух лет прошло, поэтому как бы, приличия ради, отрапортовать надобно, — авось мнение поменялось. Бывает же такое. А то я иногда перечитываю свои же материалы по некоторым фильмам и думается, что посмотри бы я их сейчас, высказался бы уже иначе. Ну вы знаете, всякое бывает: не очень внимательно смотрел по какой-либо причине, плохое настроение, болел во время просмотра, о чём-то своём думал, и так далее.
Но хичкоковский "Психопат" — не тот случай. Я его как посмотрел впервые году этак в 2017, так мнение и не менял. Как казался он мне добротным и крепким триллером, который довольно занятно смотреть, так и сейчас, глянув его в очередной раз, могу сказать всё то же самое. Смотреть не скучно, кино довольно динамичное. Саспенс супер каШственный, потому как даже зная наперёд, что произойдёт, всё равно некое напряжение ощущается. Актёры симпатичные. Сюжет, ясен пень, уже все давным-давно знают, даже если ни разу не смотрели. Но для своего времени, конечно, наверняка был разрыв лица от удивления. Да и сейчас, наверно, тоже для кого-то может быть, если этот некий кто-то чудом не проспойлерил себе всё, что можно.
Единственное, что ещё могу добавить, это то, что по моему описанию может показаться, что для меня это прям 10 на 10, но это не так. Выражусь так. Это не тот фильм, который я иду пересматривать добровольно, предвкушая то, как обалденно проведу следующие 1 час 48 минут. Особо тёплых сердечных чувств к нему не питаю. Любить не люблю, — но уважаю. Однозначно уважаю. И не за вклад в кино, а просто за его художественные качества. Вот так как-то.
Со спойлерами
А вы знали, что героиню Джанет Ли в середине фильма убьют в душе0_0? Я вОт ЗнАл. А вЫ зНаЛи, ЧтО нА сАмОм ДеЛе НоРмАн БеЙтС — шИзОиД, кОтОрЫй ВоЗоМнИл СеБя СвОеЙ мАтЕрЬю И уБиВаЕт СиМпАтИчНыХ дЕвУшЕк?0_0
Так, ну вроде все карты вывалил. Даже не знаю, что ещё сказать. Есть ли у фильма какой-то смысл, посыл, месседж, как угодно? Наверно есть, и у некоторых из кинокритиков даже было на этот счёт какое-то мнение. На Вики вычитал, что один советский критик написал, что фильм подталкивает к мысли, мол, есть вещи, которые больше и сильнее нас, и ничего с ними не попишешь. Намёк тут, очевидно, на Нормана и его шизу, которая, как выясняется от психиатра в конце, была у него с самого детства.
Наверняка, к такому прочтению можно привязать и "хобби" Бейтса по набивке чучел, дескать также он поступил и с матерью — попытался наполнить неживое тело, создав иллюзию, что оно ещё живо. Или как-то так, не знаю, я не кинокритик, мне за это даже не платят.
Послесловие
Хичкоковский "Шизоид" — это настолько известная классика, что вы скорее всего и так уже его видели, если интересуетесь кинематографом. Если же нет, то вам, вероятнее всего, и не очень интересно. Хотя как знать. В любом случае, картина добротная, и если вы готовы прикрыть глаза на парочку технически несовершенных на сегодняшний взгляд сцен, то его можно посмотреть даже как просто качественный триллер, а не просто как важную в истории вещь, этакий музейный экспонат.
Цитата из фильма:
Я думаю... что мы, мы все в своих ловушках... Застряли, и не можем выбраться... Мы карабкаемся, цепляемся... А в результате — стоим на месте.
Вердикт: хочу 40 000 долларов.