Всех приветствую. Мы как никогда близки к завершению рассказа о фильмах списка лучших ужастиков по версии сайта "best-horror-movies.com" , ибо сегодня я расскажу о седьмом месте списка, где стоит фильм классичнее некуда, который часто называют предтечью слэшеров, главным фильмом ужасов и одним из важнейших фильмов в кино вообще.
7 место
"Психо"/"Psycho"(1960)
Рейтинг КП - 8,1; Кол-во оценок - 114 667;
Рейтинг IMDb - 8,5; Кол-во оценок - 639 320;
Режиссёр - Альфред Хичкок.
Мэрион Крэйн недовольна романом с разведенным мужчиной, который уделяет ей внимание только наездами. Поэтому девушка крадет на работе крупную сумму и в спешке бежит из города. Мэрион останавливается на ночь в мотеле, которым управляет Норман Бейтс — юноша, страдающий от гнёта своей горячо любимой, но деспотичной матери.
Без спойлеров
Просмотр "Психо", произведённый мною ради написания этого текста, был вообще для меня уже третьим по счёту как минимум. Уже сейчас я понимаю, что и четвёртому смотру быть, так как данная картина Хичкока есть и в списке лучших фильмов всех времён от издания "Sight&Sound", и обнадёживает лишь то, что он там занимает относительно высокую позицию, и случится этот четвёртый смотр не скоро. Я это к тому, что смотрел я фильм не в первый раз, так что опыт общения с ним имею, знаю все ходы, и поэтому мог позволить себе обращать внимание на мелкие детали.
Однако как по мне, то обращать внимание особо нечего, так как я ничего сверхглубинного здесь не увидел. Я не отрицаю, что фильм важный, что психологизм куда деваться, что аллюзии те же, что Хичкок, не желая снимать очередной крупный фильм с известными лицами создал картину с уже тогда никуда не годным чёрно-белым форматом, с малоизвестными актёрами, использовав приёмы из телефильмов, сделав зрителя свидетелем, слишком близко наблюдающим за чередой не самых приятных событий, и тем самым, как считают некоторые, вывел новую формулу кино, где зритель смотрит на происходящее словно как через замочную скважину(формулировка не моя, а из какой-то рецензии).
Однако любому, кто не является кинокритиком и не строит из себя такового, то есть большинству люда, это бонусов если и добавляет, то не шибко много. И нет, я не клоню к тому, что фильм плохой. Картина как раз неплоха, и очень даже, так что мне даже третий раз было не так уж скучно смотреть, как ожидалось. Однако признаюсь, что это не тот фильм, который я стал бы пересматривать столько раз на добровольной основе.
Вот что в фильме неплохо, так это сюжет. Портит его чуть тот факт, что все, даже те, кто не видели кино, знают, что там за сюжетный поворот в середине фильме и что там оказывается в конце. Ну ладно, если финальный монолог в полицейском участке не все слышали и знают, то уж не знать про сцену в душе с характерным саундтреком совсем уж как-то странно. Но факт фактом, если вы каким-то чудом не проспойлерили себе сюжет этого фильма за счёт взаимодействия с мировой массовой культурой, то в таком случае да, сюжет сможет вас кое-где кое-чем удивить. Даже по нынешним меркам схема сюжетостроения здесь очень нетипичная, а в таком далёком 1960 году это наверно и вовсе был отвал всего.
Ну постановка хорошая, да, чего стоило ждать от одного из самых именитых режиссёров в истории. Напряжение в известной степени тоже присутствует, и, как ни странно, работает даже при повторном просмотре. Музыка... ну, есть как минимум одна тема, которую, думается, слышали когда-то где-то вообще все. Даже в "Смешариках" была серия, где обыгрывалась эта сцена и эта тема.
Со спойлерами
Говоря о сюжетных поворотах, я разумеется имел ввиду для начала первый, когда в середине ленты в той самой сцене в душе закалывают казалось бы главную героиню Мэрион Крэйн, и второй в самом конце, когда становится явным, что убийца - это сам Норман Бейтс, и что у него просто раздвоение личности, он и его мать, в то время как собственной персоной миссис Бейтс уже давным-давно в могиле.
Если вы честно и откровенно, в 21 веке-то, этого не знали, то пожалуй, да, это может вас удивить. Устранение Мэрион удивляет, потому что до недавнего времени выносить из истории вперёд тапками главных героев было вообще не принято. Но так как уже отгремело такое явление как "Игра престолов", то теперь это уже не так сильно шокирует, но и даже так по сей день остаётся смелым ходом, потому что при таком ходе действа сразу возникает вопрос. У создателей он звучит как "ну допустим, а чего будет дальше?", а у зрителей как "вау, интересно, и чего будет дальше?".
И тут важно не облажаться. Потому что лишив зрителя центра интереса нужно заменить его так, чтоб эта замена была равноценна потере. Иначе, сместив акценты с интересного протагониста до менее интересного или вовсе неинтересного персонажа второго(до этого) плана, замена будет неравноценна, и зритель соскочит с крючка и его внимание будет потеряно, что может быть фатально.
В "Психо" замена оказалась более-менее равноценна, но это потому, что после гибели Мэрион акцент, как мне показалось, смещается не только на её сестру и ухажёра, но и на самого Бейтса, и даже учитывая, что зритель пока ещё не знает, что он и есть выведенный в названии психопат, это работает, потому что на тот момент мы уже понимаем что он в этом замешан, так как в преступлении как бы виновата его матушка. Так что нормально. Ну и финальный твист добротный, да. Для шестидесятых, пожалуй, вовсе был шок, когда оказалось, что антагонистом оказался тот, за кем мы солидную часть экранного времени и следили, а не какой-нибудь дворецкий или типа того.
О, ну и ещё, да, сцена умерщвления сыщика в исполнении Мартина Болсама на лестнице смотрится ну так себе. Благо, это единственная такая плохо постаревшая сцена картины.
Что пишет пресса
Тут тоже немного намёков на спойлеры
По поводу положительных рецензий говорить нечего, там всё как обычно, "великая классика", "режиссёр гений", "кто не смотрел, тот лох" и прочее и прочее. Скучно даже обсуждать. Но благо есть рецензии отрицательные, коих на фоне положительных немного, но они есть.
Самая рейтинговая из негативных отзывов сообщает, что помимо картинки и музыки, которую где только не цитировали, в фильм-то особо ничего и нет. А ещё автор сообщает, что убийцу в фильме можно распознать сразу как только он впервые появляется на экране. Ну-у-у, есть немного, но фильм и сам, кажется, это осознаёт и отводит от вот этого персонажа все подозрения, подставив под внимание зрителя другого героя, что в целом работает. Так что могу понять претензию, но сам бы я так не сказал.
Другой рецензент пишет, что сцена в душе не такая уж и распрекрасная, что человека мочалят, а он всё не падает. Ну, если подумать, то есть вопросы к тому, почему она не оттолкнула злодея и не убежала, раз она не свалилась сразу, но вообще могу сказать, что часто логики в том, по каком принципу народ отбирает, какие сцены забросить в пантеон культовых, я как не видел, так и сейчас не вижу. Ну вот сцена в душе. Хорошая? - Ну, неплохая. Сцена с лошадиной головой в "Крёстном отце" хорошая? - Пойдёт. Ну и всё. Может, кто из читателей и знает логику выбора культовых сцен, а я нет. Коль так, можете поделиться.
Послесловие
Ну "Психо" как "Психо". О нём, как я писал, ещё зайдёт разговор, хоть и будет это в лучшем случае через этак полгодика, ну да ладно. Фильм неплохой. Не скучный, но и не сказать чтоб от экрана не оторваться. Кино, знаете, балансирует на грани меж интересом и скукой, не впадая ни в одно, ни в другое. Посмотреть его, если ещё не видели, стоит, хотя бы для общего ознакомления, так как даже сейчас он в общем смотрится солидно.