Этот рабочий лист предназначен для первого урока по теме "Лексика" в 6 классе. Особое внимание на нем уделяется лексическому значению слова, однозначным и многозначным словам. Синонимы и антонимы только повторяются.
Теория
Лексика — это совокупность всех слов языка, его словарный состав.
Лексикология(греч. lexis – «слово», «оборот речи» и logos – «учение») – раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка.
Лексическое значение слова – соотнесенность звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности.
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Что и почему не так поняла Алиса?
— Ты не слушаешь! - строго сказала Алисе Мышь.
— Нет, почему же, — ответила скромно Алиса. — Вы дошли уже до пятого завитка, не так ли?
— Глупости! — рассердилась Мышь. — Вечно всякие глупости! Как я от них устала! Этого просто не вынести!
— А как нужно вынести? — спросила Алиса. (Она всегда готова была услужить.) — Разрешите, я помогу.
(Льюс Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»)
Теория
Кроме лексического значения, у слова есть грамматическое значение.
Грамматическое значение — это общие признаки для любой части речи: число, падеж, род, наклонение и др.
Например:
Дружба
Лексическое значение: близкие отношения, подразумевающие душевную привязанность, взаимную поддержку, доверие, общность деятельности и интересов
Грамматическое значение: сущ., неодушевлённое, 1 скл., женский род, единственное число.
Задание
Соедините стрелками характеристики с видом значения
Теория
Для того чтобы определить лексическое значение слова, нужно использовать толковый словарь.
Для каждого слова в толковом словаре есть отдельная словарная статья.
Например.
ЛЕПЕТАТЬ лепечу, лепечешь, несов.
1. Несвязно, неразборчиво говорить. Дети лепечут.
2. перен., Тихо, смутно звучать, выражать в звуках (о явлениях природы; поэт.). Мне лепетал любимый лес. Некрасов.
Структура словарной статьи
Если слово многозначное, то каждое его значение в словарной статье обозначено отдельной цифрой. Переносные значения обозначены пометой перен.
Задание
1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НАЧАЛО
1) Первый момент или первые моменты какого-н. действия, явления. Начало работы. Начало учебного года. Положить начало.
2) Исходный пункт, исходная точка. Начало главы. Начало улицы. Вести своё начало от чего-нибудь (происходить от чего-нибудь).
3) Первоисточник, основа, основная причина (книжн.). Организующее начало. Сдерживающее начало.
4) мн. Основные положения, принципы (какой-нибудь науки, учения). Начала химии.
5) мн. Способы, методы осуществления чего-нибудь. Организовывать дело на новых началах. На общественных началах (о чьей-нибудь работе, деятельности: безвозмездно).
Начало XX века обозначило собой наступление эры телевидения. […] поэтому нужна была телебашня. Первая башня была построена в 1922 году. В 50-е годы, когда в стране началось бурное развитие телевидения, эта башня уже не справлялась с передачей телесигнала. И в 1967 году была возведена новая телебашня в Останкино.
2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МАССА
1) Множество, большое количество. Масса народу. Устал от массы впечатлений. Масса хлопот.
2) чаще мн. Широкие круги трудящихся, населения. Трудящиеся массы. Не отрываться от масс. Насущные интересы крестьянской массы.
3) Груда, громада. К берегу приближалась темная масса броненосца.
4) Смесь, тестообразное вещество, являющееся полуфабрикатом в различных производствах (тех.). Древесная масса. Фарфоровая масса.
5) Весомость и инерция, свойственные материи и энергии (физ.). Масса тела. Массовая доля вещества.
В 1269 году некий Пьер Перегрин из Марикурта во время вынужденного безделья при осаде небольшого итальянского городка Люцера написал книжку «Письма о магните», в […] собрана масса наблюдений о магните, накопившихся до него и сделанных лично им. Перегрин впервые говорит о полюсах магнитов, о притяжении («совокуплении») разноименных полюсов и отталкивании одноименных, об изготовлении искусственных магнитов, о проникновении магнитных сил через стекло и воду, о компасе.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЧАСТЬ
1) Доля, отдельная единица, которая подразделяется в целом. Разделять на части. Часть яблока.
2) Предмет как составной элемент какого-нибудь целого, организма, механизма. Запасные части (детали машин)
3) Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская часть.
4) Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.
5) Область какой-нибудь деятельности, специальность (разг.). Работать по финансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело).
8 августа 1769 года молния поразила Сен-Назерскую башню в городе Беосчия (Италия), где хранились все пороховые запасы Венецианской республики — 1030 тонн. Взрыв был ужасен — башня целиком оказалась в воздухе, раздробленная на тысячи обломков, которые каменным дождем упали на город. Приблизительно шестая часть зданий города была полностью разрушена, остальные были в угрожающем состоянии. Погибло более трех тысяч человек.
Все эти случаи, разумеется, вызваны отсутствием громоотвода. Сейчас такого практически не бывает.
Задание
Прочитайте текст. Найдите в толковом словаре значения выделенных слов. Выпишите их в таблицу в нужную графу в зависимости от количества лексических значений: однозначные и многозначные. Вставьте и объясните пропущенные буквы.
* Примечание
Найти толкование слов можно на сайте Грамота.ру.
Если по словарю не удаётся определить значение некоторых слов, ищите значения ближайших однокоренных: вместо «респектабельность» — «респектабельный», вместо «отождествлять» — «отождествить», вместо «самоидентификация» — «идентифицировать».
Извес…но, что галстук был пр…думан на основе шарфа. Но, в отличие от него, этот предмет г…рдероба совершенно бе…полезен: и не греет, и не защ…щает, только «душит».
Галстук, безусловно, не совсем утилитарный, однако же пр…кращать носить его никто не соб…рается.
В обыденной жизни галстук носят не так часто, однако он обязательный атрибут официальной, парадной или форменной одежды.
Во многих компаниях, для которых важна д…монстрация респектабельности, сотрудники-мужчины должны н…сить достаточно строгий к…стюм и галстук.
Чему же служит галстук? Человек нуждается в том, чтобы отождествлять себя с какой-то группой. Когда вы встр…чаете человека и ничего о нём не знаете, вы не понимаете, как с ним себя вести. Именно галстук служит символом самоидентификации человека, его пр…надлежности к определенной субкультуре.
Теория
Синонимы— слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию
Синонимы бывают:
- языковые (зафиксированы в словарях: красный — алый);
- контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях: поэт — Пушкин).
Антонимы— слова одной части речи, противоположные по значению
Антонимы бывают:
- языковые (зафиксированы в словарях: дружба — вражда);
- контекстные – слова, приобретающие противоположное значение только в контексте (спелые ягоды — зелёные ягоды).
Задание
Подберите синонимы к данным словам.
Худой — ________________________________________________________________________
Холод — ________________________________________________________________________
Грустный — _____________________________________________________________________
Большой — _____________________________________________________________________
Стремительный — _______________________________________________________________
Абсурд — _______________________________________________________________________
Сиять — ________________________________________________________________________
Физиономия — __________________________________________________________________
Смелость — _____________________________________________________________________
Бестолковый — __________________________________________________________________
Скакать — _______________________________________________________________________
Тревожный — ____________________________________________________________________
Тихий — ________________________________________________________________________
Задание
Подберите антонимы к данным словам
Первый — ________________________________________________________________________
Фальшивый — ___________________________________________________________________
Скорбь — ________________________________________________________________________
Восхищаться — ___________________________________________________________________
Передовой — ____________________________________________________________________
Хвалить — ________________________________________________________________________
Добро — ________________________________________________________________________
Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.