Найти тему
Заметки Моргора

Вежливец – колдун на свадьбе

Впервые о вежливце я прочитал... да-да, всё в тех же «Русских легендах и преданиях» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева.

Сообщалось там следующее:

Вежливец – это колдун, который может испортить свадьбу, а может оградить её от порчи. Есть много злых людей, которым чужое счастье переносить невмоготу, поэтому они идут на всё, чтобы рассорить молодых или испортить самый счастливый день в их жизни. Вежливец и должен избавить молодых и поезжан от этих неприятностей. Его дело – разрушать злые чары и предупреждать опасные случайности.
Вежливцев обычно зовут на свадьбы в качестве почётных гостей, причём ещё в дверях приглашённого встречает сам хозяин со стаканчиком водки. После второй чарки колдун начинает кудесить.
Потом берёт из рук хозяйки поднесённую ему хлеб-соль, разламывает хлеб на кусочки, круто посыпает солью и разбрасывает по сторонам. Плюнув три раза на восток, он входит в избу, осматривает все углы, дует в них и плюёт, потом в одном сыплет рожь, а в другом свою волшебную траву, в остальных двух золу, рожь против порчи и траву на здоровье молодых.
Оглядев печку, не подложено ли туда ядовитых трав, на месте ли все кирпичики, он осматривает трижды лошадей, назначенных для свадебного поезда. Заглядывает под хомут: не подсунул ли кто репейник или другие колючки.
Кладёт на порог замок, накрепко запирая семейное счастье. Напоследок обсыпает молодых рожью, заставляет переступить чёрный полушубок – и этим вконец изводит могущую быть порчу.
Провожая молодых до церкви, он на каждом перекрёстке и под каждыми воротами (которые считаются самыми опасными местами) шепчет заклинания. Из-под венца велит ехать другой дорогой.
Вежливцу есть чего опасаться! В памяти народной долго жили рассказы о том, как целые свадебные поезда лихие люди оборачивали в волков или медведей. Однажды не приглашённый на свадьбу вежливец всё кричал ехавшему по селу поезду: «Дорога на лес!» – а вежливец приглашённый кричал в ответ: «Дорога на поле!» – и у первого выросли на голове рога, и он застрял в своём окошке так, что его не могли вытащить, пока соперник не простил его.
Однажды недобрый колдун бросил под ноги лошади рукавицу на медвежьем меху, и кобыла стала столбом, задержав всех поезжан на пути к церкви, пока не прибыл вежливец и не убрал рукавицу… Много есть у настоящих вежливцев способов сделать свадьбу не только самым запоминающимся, но и самым чудесным событием в жизни молодых!

Приводилась и рассказявочка, которую авторы-составители назвали «Сине море»:

Женили в одном селе парня. Поехали в церковь, а соседа не пригласили. Только сели в сани жених с невестой и дружкою, как стали кони – ни взад, ни вперёд.
– Что ж вы, родимые, делаете? – смекнул кто-то из стариков. – Соседа не пригласили, а ведь он не простой человек – он вежливец! Глядите, как бы ещё пущую порчу на нас не навёл, потом не отчитаетесь.
Мигом родня кинулась приглашать соседа и его жёнку. Угостили с низкими поклонами – кони и пошли дальше.
Но, из церкви воротясь, про старика снова забыли. Зашли в избу, где на стол было накрыто, – батюшки-светы! Кругом сине море! Столы плавают, посуда вся плавает, и даже поросёнок жареный поплыл, словно лодочка.
Мигом за соседом!
– Окажи нам честь, откушай, сударь-государь!
Он усы разгладил, гости глядь – нету никакого моря, всё чин-чином на столах стоит. С тех пор на каждую свадьбу в том селе звали вежливца, и из соседних деревень за ним приезжали

Регулярно читая новую для себя литературу по славянской мифологии/фольклору (и адаптируя материал под формат постов для своего ВК-сообщества), ничего о вежливце я долгое и время не встречал. Уверился уже, было, что это и вовсе очередная выдумка, ан нет.

Вежливец упоминается в «Энциклопедии русских суеверий» Марины Никитичны Власовой:

Вежливец, вежливой, вежливый почётное прозвание колдуна на свадьбе.
«Нередко бывает на одной свадьбе вместе два вежливца, один со стороны жениха, другой невесты» (Пермская губерния, область).
Обязанность вежливца «охранять свадьбу от порчи, разрушать злонамеренные чары и предупреждать всякие, считаемые худым предзнаменованием случайности, например: чтобы лошади в свадебном к венцу поезде не остановились, не распряглись, не рвались порывисто, не заметали снегом или пылью и т. п. В видах устранения всего этого вежливый осматривает все углы и пороги в доме, пересчитывает камни в печах, кладёт замок на пороге, дует на скатерть свадебного стола, нашёптывает разные наговоры над одеждой молодых и под лошадиной сбруей, даёт молодым привески к крестам на шее и т. д.» (бассейн реки Енисей).
В Сибири, как и во многих других областях России, дружка, именуемый вежливцем, сторожем, большаком, опасным, был «особенным знатоком всех обрядностей в их принятой последовательности».
«Местами эта деятельность дружки называлась „отпустить свадьбу“ и совпадала по назначению своему с ролью священника, хотя совершение христианского обряда тоже непременно присутствовало. Если действия дружки при этом слишком явно вступали в конфликт с церковью и это становилось известно властям, он подвергался церковному наказанию. В 1794 г. в Тобольскую духовную консисторию было передано светскими властями дело Гаврилы Рожнева из села Скопин Маяк Ишимской округи. Он обвинялся в том, что „бывши на крестьянских свадьбах дружкой якобы для предосторожности, чтобы не приключилось какого вреда, налеплял бывшим при том людям на кресты воск, читая при том молитву, почему простой народ и почитает его вроде колдуна“ <…> На Рожнева была наложена епитимия на три года. У крестьян Шадринского уезда в 10-х гг. XIX в. зафиксирован такой свадебный обряд, в котором вежливец произносит заговоры на воск, взятый из домашней божницы… частицы этого воска прилепляют к нательным крестам жениха и других участников свадебного поезда (поезжан) (всё это перед отправлением жениха за невестой)». Вежливец также усаживает поезжан и жениха в передний угол на войлок (на стол при этом подаётся сырой гусь, хлеб, солонка с солью); после благословения он выметает под полатями и на пороге избы своей полой; лепит куски воска к гривам коней и т. п. <Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири: XVII первая половина XIX в.>.
«Колхозная свадьба» – работа художника Николая Косолапова
«Колхозная свадьба» – работа художника Николая Косолапова