Найти тему
Белинка. О книгах

Судьба якутского этнографа Г. В. Ксенофонтова. Три книги с выставки «Репрессированные этнографы»

Оглавление
Фото с выставки "Репрессированные этнографы"
Фото с выставки "Репрессированные этнографы"

30 октября мы отмечаем скорбную дату – День памяти жертв политических репрессий. В Центре депозитарного хранения сейчас идет выставка, приуроченная к этому дню: она посвящена репрессированным этнографам. В 1930-е годы на волне антирелигиозной кампании и борьбы с «национализмом» этнография подвергалась особенно серьезным гонениям со стороны государства: расформировывали или закрывали институты и отделения этнографии, а их сотрудников переводили на другие должности и другую работу, увольняли, а в худшем случае – арестовывали. Представленные на выставке этнографы: Н. И. Гаген-Торн, Г. В. Ксенофонтов, Ф. А. Фиельструп, Г. М. Василевич, Б. О. Долгих, В. В. Чарнолуский, Ю. П. Аверкиева, Е. А. Крейнович и А. П. Дульзон. Некоторые из них погибли, некоторые смогли пройти через тюрьмы и лагеря, выжить и вернуться в науку. В экспозиции представлены этнографические труды ученых, их биографии и воспоминания о самых тяжелых временах в их жизни (ужасы арестов и допросов, неизвестность перед вынесением приговоров и отправкой на этап, быт и рутина пребывания в лагерях). Среди работ можно увидеть статьи в периодических и продолжающихся изданиях, монографии об эвенках, кетах, саамах, индейцах Северной Америки, гиляках, якутах и других. Можно узнать о языках, мифах и сказках, верованиях и быте этих народов.

В сегодняшней публикации мы расскажем о якутском этнографе Гаврииле Васильевиче Ксенофонтове, о трех его книгах, представленных на выставке.

Гавриил Васильевич Ксенофонтов

Фото с выставки "Репрессированные этнографы"
Фото с выставки "Репрессированные этнографы"

Гавриил Васильевич Ксенофонтов - этнограф, фольклорист, историк, общественный и политический деятель Якутии. Родился в 1888 г. в селе Тиит Арыы Западно-Кангаласского улуса. В 1912 году закончил юридический факультет Томского университета. До 1917 года работал юристом в Якутске, занимался общественной работой. После революции короткое время был занят активной политической деятельностью: был членом Якутской городской думы и Сибирской областной думы, был избран во Всероссийское учредительное собрание, однако приход большевиков к власти и начало Гражданской войны полностью изменили политическую ситуацию в стране и в Якутии. В 1920 году он поступает в Иркутский университет на факультет общественных наук, и далее занимается только наукой. С 1921 по 1926 годы он предпринял несколько громадных по территориальному охвату экспедиций по Якутии, Хакасии и Бурятии. С к. 20-х гг. и до смерти он систематизировал и издавал собранный материал. В 30-е гг. Ксенофонтов почти не приезжал в Якутию, потому что в к. 20-х гг. был расстрелян его брат Павел Васильевич Ксенофонтов (он создал последнее в Советском союзе демократически ориентированное движение, был обвинен в «национальном бандитизме», после чего репрессиям были подвергнуты многие родственники и земляки Ксенофонтовых). За эти годы он написал несколько значительных работ: труды по шаманизму, фольклору и истории якутов (о них мы и расскажем ниже). Гавриил Васильевич был арестован (обвинен в японском шпионаже) и расстрелян в 1938 г. Реабилитирован в 1957 г. Книги его стали переиздавать и обсуждать только в 1990-е гг.

Три книги Г. В. Ксенофонтова

Ксенофонтов Г. В. Культ сумасшествия в Урало-Алтайском шаманизме : (к вопросу об «умирающем и воскресающем боге») / Г. В. Ксенофонтов ; с предисл. А. Окладникова. – Иркутск : [б. и.], 1929. – 19 с. – Инв. номер 862267-КХ.

Это небольшая теоретическая статья, из которой довольно трудно понять, в чем заслуга Ксенофонтова в изучении шаманизма. Статья должна была выйти годом ранее (1928 г.) вместе книгой «Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов» («тунгусами» раньше называли эвенков). «Легенды» - это сборник материалов, которые Ксенофонтов собрал в полевых экспедициях в 1925 – 1926 гг. Среди материалов преобладают рассказы шаманов, кроме того, Гавриил Васильевич сам неоднократно присутствовал на шаманских камланиях и подробным образом записывал все их действия, фиксируя их заклинания и песнопения (кутурар).

Внимательно наблюдая за камланиями шаманов, Ксенофонтов замечает, что в своих мистериях они подражают тем животным, разведением которых занимается их народность. Например, шаманы объякученных эвенков «в своей мистерии разыгрывают роль коней – фыркают, ржут, берут в рот железные предметы взамен удил и имеют позади возницу с конским поводом, продеваемым чрез подмышки и затылок самого шамана. Пляски их есть ни что иное, как имитация конской хлыни». А шаманские камлания оленных эвенков производят впечатление подражания бегу ездового оленя. Ксенофонтов говорит о влиянии животного на религиозные представления народа и делает оригинальный вывод:

«Культ страдающего, трудящегося животного в своем последующем развитии вылился в миф об умирающем и воскресающем шамане-богочеловеке»

Уже в предисловии к этой статье будущий академик А. П. Окладников приводит те ошибки, которые допускает в своей статье Г. В. Ксенофонтов, но тем не менее отмечает, что факты, собранные ученым, представляют большой научный интерес. Все статьи Ксенофонтова, посвященные шаманизму, были собраны и вышли отдельной книгой в 1992 году, и здесь уже можно отчетливо проследить, на какие факты опирался Ксенофонтов в своей оригинальной, но очень сострадательной и гуманистической теории.

Фото с выставки "Репрессированные этнографы"
Фото с выставки "Репрессированные этнографы"

Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-Сахалар : очерки по древней истории якутов. Т. 1. / Г. В. Ксенофонтов. – Иркутск : Восточносибирское областное издательство, 1937. – 576 с. – Инв. номер 862147-КХ.

Книгу по истории якутов Ксенофонтов считал главным своим трудом, и это в высшей степени оригинальное и очень поучительное чтение. К тому времени, когда Ксенофонтов начал свои исследования, в исторической науке утвердилось мнение, что якуты как народ сложились где-то на юге, а затем переселились на Среднюю Лену («теория миграции»). Но как и когда тюркоязычный народ переселился на север и оказался среди «оленных» кочевых народов? В 1920-е гг. археологические методы были разработаны слабо, и в своем исследовании Ксенофонтов опирался на народные предания и легенды. В предисловии к книге он прямо говорит о том, что следовал за Генрихом Шлиманом:

«...Автор настоящего исследования по своим исходным положениям очень близко стоит к тем исследователям, которые занимались Гомером. Им исследуется такой исторический период из жизни якутского народа, от которого кроме легендарных и былинных воспоминаний и следов почти ничего не осталось. Перед исследователем стояла задача — из мифологических и сказочных (если иметь в виду былины) элементов выжать такой положительный материал, который помог бы реконструировать прошлую жизнь данного народа».

В своих экспедициях Ксенофонтов собрал богатейший фольклорный материал, обращал он внимание и на различные говоры якутов, на обряды, материальную культуру. Якуты расселены на огромной территории (как любят говорить: территория пяти Франций), конечно, между ними есть различия – Ксенофонтов считал, что эти различия возникли не только из-за территориальных особенностей и связей с другими народами (эвенами, эвенками и др.), но эти различия говорят о различном этногенезе. Он считал, что якуты заселяли территорию нынешней Якутии постепенно, волнами.

По теории Ксенофонтова, прежде чем отправиться вниз по Лене, якуты жили в монгольских степях, а в начале эпохи Чингисхана, спасаясь от войн, мигрировали на тысячи километров на север. Они передвигались со скотом на плотах по Лене, гнали табуны по старым дорогам… Эпопея переселения целого народа продолжалась несколько столетий (начиная с конца I в. н.э. до конца XII в.). Конечно, он утверждал также, что в становлении современных ему саха участвовали несколько этнических групп. Но просто представьте это грандиозное зрелище: как один народ более тысячи лет передвигается на север! Эта история, от которой захватывает дух больше, чем от какой-нибудь вымышленной саги вроде «Песни льда и пламени»! Позже выводы Ксенофонтова были опровергнуты (переселение якутов все-таки не было таким длительным). Однако в своей монографии Ксенофонтов первым обратил внимание на многие интересные вещи: например, на особенности вилюйских якутов. Собственно, северным и вилюйским якутам и посвящен первый том «Ураангхай-сахалар», который представлен на выставке. Рукопись второго тома (о следующей волне переселения, захватывающей якутов центральной Якутии) пропала бесследно: по одной из версий во время ареста в Дмитрове жена ученого вынесла некоторые его бумаги на чердак, там они и лежали до войны, а во время войны дом сгорел. Однако вполне возможно, что рукопись сохранилась и лежит где-нибудь в архивах и ждет своего открытия. Как это случилось с другой интересной книгой Г. В. Ксенофонтова – «Эллэйадой».

Фото с выставки "Репрессированные этнографы"
Фото с выставки "Репрессированные этнографы"

Ксенофонтов Г. В. Эллэйада : материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов ; Академия наук СССР, Сибирское отделение, Якутский филиал, Институт языка, литературы и истории. – Москва : Наука, 1977. – 247 с. – Инв. номер 1715306-КХ.

«Эллэйада» не случайно для европейского уха созвучна Илиаде. Это сборник исторического фольклора якутов, который был собран во время научных экспедиций 1921-1927 гг., систематизирован, переведен на русский язык и к началу 1930-х гг. подготовлен для издания. Книга названа по имени легендарного первопредка и культурного героя якутов Эллэя. Он научил якутов проводить национальный праздник – Ысыах, научил делать кумыс, изготовлять деревянную посуду и мн. др. Кроме эллэевских сказаний, в книге представлены предания о происхождении основных якутских улусов, а также о знаменитом якутском царе Тыгыне, который пытался объединить разрозненные якутские роды и создать единое государство. Еще в рукописи эта работа получила высокую оценку В. Г. Богораза-Тана, М. А. Гудошникова, А. А. Попова, А. П. Окладникова. Однако при жизни ученого рукопись так и не была издана. Причина – снова в смелых теоретических выкладках ученого, совершенно неуместных в 30-е гг. В качестве предисловия к книге Ксенофонтов вставил в книгу статью «Первобытная пастушеская библия у якутов», в которой сравнивал эллэевские сказания с легендами других тюркоязычных этносов, а также находил типологические сходства с библейскими сюжетами. Ксенофонтов был материалист, но любое упоминание библии и христианских сюжетов, даже в объективном сравнительно-типологическом анализе, в стране, где массово разрушали и сжигали церкви, было, мягко говоря, нежелательно. И книга затерялась и забылась на долгие годы. Пока в 1965 году ее не обнаружил случайно сотрудник Сибирского отделения АН СССР П. Е. Ефремов в архиве Государственного антирелигиозного издательства «Безбожник». В 70-е годы усилиями якутских фольклористов она была подготовлена к печати, а в 1977 г. «Эллэйада» Г. В. Ксенофонтова увидела свет. Но вводная статья о «якутской библии» так и не была опубликована.

********

Гавриил Васильевич Ксенофонтов был, безусловно, очень яркой личностью, его суждения даже сейчас кажутся необыкновенно смелыми, полными какого-то возвышенного гуманизма и веры в разумное историческое движение. Читая его книги сейчас, видишь не ошибки, а огромный фактический материал, с которым он работал, и масштаб его мысли. Однажды я читала интервью современного историка: говоря о Ксенофонтове, он грустно пошутил, что Гавриил Васильевич разрабатывал свою грандиозную гипотезу переселения якутов на север в те времена, когда переселение народов на север происходило совсем другими способами (и по иным причинам).

********

  • Выставка «Репрессированные этнографы» продлится до 31 октября. Куратор выставки – Ольга Стариченкова (подробнее о выставке можно прочитать здесь)
  • Дополнительные материалы о Г. В. Ксенофонтове можно прочитать в группе ВК (есть возможность скачать некоторые книги ученого)
  • Рекомендуем также посмотреть цикл лекций «Репрессированные этнографы России. Переломанные судьбы», которые с 25 по 30 октября прочтет профессиональный путешественник Алексей Слепухин (подробнее о первой лекции здесь)

Публикацию подготовила – Кузьмина Анна (отдел фондов и обслуживания, Библиотека Белинского)