Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Михайловский сервиз (1819,1822). ИФЗ.

Ансамбль создан на Императорском фарфоровом заводе для Михайловского дворца, построенного Карлом Росси для князя Михаила Павловича (1798-1848), четвертого сына императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны. Сервиз включал в себя столовую (изготовлена в 1819-м году) и десертную (изготовлена в 1822-м году) части, насчитывавшие в целом более полутора тысяч предметов.

Автором скульптурных моделей сервиза, а, возможно, и его художественного решения в целом, является скульптор С.С. Пименов (1784-1833), занимавший должность главного модельмейстера ИФЗ в 1809-1830 годах. Вазы "Весна" (из серии "Времена года") и "Воздух" (из серии "Стихии"). Михайловский сервиз, 1819-1822. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Автором скульптурных моделей сервиза, а, возможно, и его художественного решения в целом, является скульптор С.С. Пименов (1784-1833), занимавший должность главного модельмейстера ИФЗ в 1809-1830 годах. Вазы "Весна" (из серии "Времена года") и "Воздух" (из серии "Стихии"). Михайловский сервиз, 1819-1822. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Основным декоративным мотивом строгого, выдержанного в бело-золотой гамме сервиза являются чередующиеся сдвоенные пальметты и розетки, обрамленные золотыми отводками и поясами мелких зеленых прямоугольников (из-за запоминающегося декора ансамбль иногда называют "сервизом с зелёными квадратиками"), что вполне соответствует духу господствовавшего в это время ампира.

Десертные тарелки сервиза по центру "зеркала" декорированы композициями мифологического и аллегорического содержания, заимствованными с Европейских гравюр (частности, из произведений популярной в то время Ангелики Кауфман) и копии знаменитых произведений Европейской живописи. Роспись тарелок выполняли ведущие живописцы ИФЗ: Семен Афанасьевич Голов и Василий Федорович Мещеряков.

Столовые тарелки сервиза, декорированные механическим способом золочеными розетками, были значительно проще. В их композиции чувствуется влияние подобных же тарелок (т.е. без ручной росписи) Гурьевского (Русского) сервиза, исполненного в 1809-м-1816-м годах также на ИФЗ.

Доделки взамен утраченных предметов производились также на ИФЗ в 1825-м-1855-м годах.

Центральное место десертной части занимали 15 ваз-корзин на фигурных подставках («Гименей»; «Попечение матери»; «Стихии», «Времена года»).

В галерее ниже представлены тарелки сервиза из коллекции Государственного исторического музея (Москва).

Оттого, что в настоящее время считается, что ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СЕРВИЗА (более 70 предметов - а было 1500 (!!!) - почувствуйте разницу!) находится в Государственном Русском музее и включает в себя вазы, конфектуры, рюмочные передачи, соусники, чашки, тарелки и солонки, говорит только о том, что большая часть сервиза утеряна. Поскольку нигде не упоминается о том, что сервиз был уничтожен или оставлен врагу во время ВОВ, остаётся сделать вывод, что основная его часть была безжалостно распродана за границу в 1920-1930-е годы. Поэтому чтобы представить себе, каким был сервиз во всём своём великолепии, выставленный на столах, надо подключать воображение! Отдельные предметы сервиза представлены в коллекциях Эрмитажа и других музеев. Периодически тарелки "всплывают" на различных аукционах, таких как Сотби и Кристи. Смотрим следующие галереи (обе взяты в интернете с различных торговых площадок мира, где предметы сервиза (десертные "живописные" тарелки) выставлены на продажу). Первая галерея...

И ещё две галереи...

В те времена подобные сложные ручные росписи по центру тарелок и блюд делались на Венской фарфоровой мануфактуре (там работали исключительно живописцы, блестяще закончившие Венскую Академию Искусств) - именно таким образом там решили соревноваться с лучшими фарфоровыми мануфактурами Европы, - так что можно уверенно заявить, что именно на этот сервиз влияние Венских росписей было основным.

На этом о сервизе (пока) - всё. Если в будущем будет попадаться какая-либо новая информация - буду править и дополнять статью как визуальными вставками, так и логистическими включениями.

Предметы сервиза на выставке "ИЗ СЕРВИЗНЫХ КЛАДОВЫХ. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века". Как видите, их очень и очень немного (видимо, всё, чем может похвастаться Эрмитаж). Проходила выставка в Эрмитаже в декабре 2016-го года. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы сервиза на выставке "ИЗ СЕРВИЗНЫХ КЛАДОВЫХ. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века". Как видите, их очень и очень немного (видимо, всё, чем может похвастаться Эрмитаж). Проходила выставка в Эрмитаже в декабре 2016-го года. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре. Если интересуетесь темой или хотите оставить комментарий - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.