Приветствую вас на своём канале. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое теория «чистого искусства» в литературе и какие поэты следовали ей.
Идея «искусства ради искусства» появилась в XIX веке в Европе. «Чистое искусство» - теория, которая утверждала, что искусство должно быть самостоятельным и независящим от политики, общественных требований, воспитания. Оно не обязано приносить «пользу», а должно служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.
В России в середине XIX века усиление тенденций развития «чистого искусства» объясняется тем, что его защитники противостоят популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к искусству. Поэты этого направления – А. Григорьев, А. Майков, Я. Полонский, А. Фет, Ф. Тютчев и многие другие склонялись к художественной форме произведений и их красоте.
Существовала и противоположность «чистому искусству» - теория, говорящая о том, что искусство должно служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки. Своё отражение она нашла в произведениях революционно-демократической направленности Белинского, Чернышевского и Некрасова.
«Мы тем не менее считаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей собственной сфере… есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало», - отзывался Белинский о «чистом искусстве».
Важно сказать, что сторонники «чистого искусства» вовсе не были равнодушны к страданиям народа и проблемам того времени. Каждая строчка их стихотворений свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Такова была природа этих поэтов: они хотели вглядываться в прекрасное, исследовать тонкости человеческой души, наслаждать гармонией мира.
В этой статье я хочу рассказать о творчестве, пожалуй, самых ярких представителях «чистого искусства» в России – А. Фете и Ф. Тютчеве – двух лучших друзьях.
По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.
Оба поэта родились 5 декабря, но Фёдор Иванович Тютчев был старше на 17 лет.
«Тютчев – несравненный поэт, которым гордилась бы любая литература », - говорил В.С. Соловьев.
Поэзию Тютчева без сомнения можно назвать образцом «чистого искусства». Его поэзия лишена всего того плохого, что порождает жизнь. В ней нет черствости, нет расчета, нет низменности, она высока, наполнена звуками мироздания, эмоциями, которые переполняют человека, когда он находит в своей душе силы объединиться с природой, познать ее, отдать ей всего себя. В творчестве Тютчева тема прекрасной природы переплеталась с темой любви. Они связаны одной нитью, дополняют и питают друг друга.
Ф.И. Тютчев был не только знаком с философией Шеллинга, но и с ним лично. Многие исследователи обращали внимание на то, что некоторые ключевые образы лирики Тютчева очень похожи на те образы и понятия, которыми пользовался Шеллинг. Так, в основании натурфилософских представлений Шеллинга лежит утверждение о существовании «мировой души» - одухотворенности и сознательности природы. Тютчев, как и Шеллинг считал, что слияние с «мировой душой» в результате следования «вселенской воле» - единственный выход для человека. Природа для поэта - не просто кладезь мудрости, чувственности и чистоты, это, прежде всего, жизнь, сила, а отнюдь не что-то мёртвое и отстранённое от человека.
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа…»)
В его поэзии мы можем найти и Шеллинговский «хаос» - как начало всех начал. Например, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?..».
С. Вайман писал, что «...в духовном развитии Тютчева Шеллинг сыграл роль не перводвигателя, но катализатора, ускорившего процесс творческого самоутверждения поэта. Иначе говоря, шеллингианство в данном случае упало на родственную почву. В Шеллинге Тютчев узнавал себя – полноту собственной, самобытной внутренней жизни».
У Тютчева роль поэзии такова: она должна помочь человеку выжить в этом сложном мире, внести гармонию, примирить с несовершенством мира. Она является помощником и опорой в жизни человека.
«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет», - писал Н.А. Некрасов об А.А. Фете.
А.А. Фет – канон «чистого искусства». Афанасий Афанасьевич – единственный из великих русских поэтов, который убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждал свой поэтический мир от социально- политических проблем. Однако сами эти проблемы не только не оставляли Фета равнодушным, но, напротив, вызывали его глубокий интерес, становились предметом острых публицистических статей и очерков. Он постоянно обсуждал их в переписках. В поэзию же они проникали очень редко. Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые сам же развивал и отстаивал.
«…вопросы – о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался», - писал Фет.
Сама природа поэтического дара Фета наиболее полно соответствовала идеям «истого искусства».
В путевых очерках «Из-за границы» Фет писал: «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастью, никогда не постигну» (о Сикстинской Мадонне).
По мнению А.А. Фета, миссия поэта — всколыхнуть чувства посредством слова, «усилить бой бестрепетных сердец». И главная трудность — выразить мысли так, чтобы они отозвались в сердцах читателей. Об этом Фет пишет в стихотворении «Как беден наш язык…».
Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орёл,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Фет считал, что «поэт — тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
«Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо помимо красоты», - говорил А.А. Фет в конце жизни.
Лирика Фета, хоть и так схожа с тютчевской, имеет чуть более активную роль: она стремится помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю её красоту и многообразие, а главное, заставить нас любить жизнь и восторгаться ею.