Что такое теория «чистого искусства» в литературе?

1,4K прочитали

Приветствую вас на своём канале. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое теория «чистого искусства» в литературе и какие поэты следовали ей.

Идея «искусства ради искусства» появилась в XIX веке в Европе. «Чистое искусство» - теория, которая утверждала, что искусство должно быть самостоятельным и независящим от политики, общественных требований, воспитания. Оно не обязано приносить «пользу», а должно служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.

В России в середине XIX века усиление тенденций развития «чистого искусства» объясняется тем, что его защитники противостоят популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к искусству. Поэты этого направления – А. Григорьев, А. Майков, Я. Полонский, А. Фет, Ф. Тютчев и многие другие склонялись к художественной форме произведений и их красоте.

Аполлон Николаевич Майков
Аполлон Николаевич Майков

Существовала и противоположность «чистому искусству» - теория, говорящая о том, что искусство должно служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки. Своё отражение она нашла в произведениях революционно-демократической направленности Белинского, Чернышевского и Некрасова.

«Мы тем не менее считаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей собственной сфере… есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало», - отзывался Белинский о «чистом искусстве».

Важно сказать, что сторонники «чистого искусства» вовсе не были равнодушны к страданиям народа и проблемам того времени. Каждая строчка их стихотворений свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Такова была природа этих поэтов: они хотели вглядываться в прекрасное, исследовать тонкости человеческой души, наслаждать гармонией мира.

В этой статье я хочу рассказать о творчестве, пожалуй, самых ярких представителях «чистого искусства» в России – А. Фете и Ф. Тютчеве – двух лучших друзьях.

По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.

Оба поэта родились 5 декабря, но Фёдор Иванович Тютчев был старше на 17 лет.

«Тютчев – несравненный поэт, которым гордилась бы любая литература », - говорил В.С. Соловьев.

Фёдор Иванович Тютчев
Фёдор Иванович Тютчев

Поэзию Тютчева без сомнения можно назвать образцом «чистого искусства». Его поэзия лишена всего того плохого, что порождает жизнь. В ней нет черствости, нет расчета, нет низменности, она высока, наполнена звуками мироздания, эмоциями, которые переполняют человека, когда он находит в своей душе силы объединиться с природой, познать ее, отдать ей всего себя. В творчестве Тютчева тема прекрасной природы переплеталась с темой любви. Они связаны одной нитью, дополняют и питают друг друга.

Ф.И. Тютчев был не только знаком с философией Шеллинга, но и с ним лично. Многие исследователи обращали внимание на то, что некоторые ключевые образы лирики Тютчева очень похожи на те образы и понятия, которыми пользовался Шеллинг. Так, в основании натурфилософских представлений Шеллинга лежит утверждение о существовании «мировой души» - одухотворенности и сознательности природы. Тютчев, как и Шеллинг считал, что слияние с «мировой душой» в результате следования «вселенской воле» - единственный выход для человека. Природа для поэта - не просто кладезь мудрости, чувственности и чистоты, это, прежде всего, жизнь, сила, а отнюдь не что-то мёртвое и отстранённое от человека.

Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа…»)

В его поэзии мы можем найти и Шеллинговский «хаос» - как начало всех начал. Например, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?..».

Фёдор Иванович Тютчев
Фёдор Иванович Тютчев

С. Вайман писал, что «...в духовном развитии Тютчева Шеллинг сыграл роль не перводвигателя, но катализатора, ускорившего процесс творческого самоутверждения поэта. Иначе говоря, шеллингианство в данном случае упало на родственную почву. В Шеллинге Тютчев узнавал себя – полноту собственной, самобытной внутренней жизни».

У Тютчева роль поэзии такова: она должна помочь человеку выжить в этом сложном мире, внести гармонию, примирить с несовершенством мира. Она является помощником и опорой в жизни человека.

Афанасий Афанасиевич Фет
Афанасий Афанасиевич Фет
«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет», - писал Н.А. Некрасов об А.А. Фете.

А.А. Фет – канон «чистого искусства». Афанасий Афанасьевич – единственный из великих русских поэтов, который убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждал свой поэтический мир от социально- политических проблем. Однако сами эти проблемы не только не оставляли Фета равнодушным, но, напротив, вызывали его глубокий интерес, становились предметом острых публицистических статей и очерков. Он постоянно обсуждал их в переписках. В поэзию же они проникали очень редко. Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые сам же развивал и отстаивал.

«…вопросы – о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался», - писал Фет.

Сама природа поэтического дара Фета наиболее полно соответствовала идеям «истого искусства».

В путевых очерках «Из-за границы» Фет писал: «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастью, никогда не постигну» (о Сикстинской Мадонне).

Приветствую вас на своём канале. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое теория «чистого искусства» в литературе и какие поэты следовали ей.-5

По мнению А.А. Фета, миссия поэта — всколыхнуть чувства посредством слова, «усилить бой бестрепетных сердец». И главная трудность — выразить мысли так, чтобы они отозвались в сердцах читателей. Об этом Фет пишет в стихотворении «Как беден наш язык…».

Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орёл,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Фет считал, что «поэт — тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

«Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо помимо красоты», - говорил А.А. Фет в конце жизни.

Лирика Фета, хоть и так схожа с тютчевской, имеет чуть более активную роль: она стремится помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю её красоту и многообразие, а главное, заставить нас любить жизнь и восторгаться ею.