Мероприятия в этот день призваны привлечь внимание к проблемам восстановления этого животного.
Речной бобр – прекрасный пример того, как человек может кардинально менять судьбу дикого зверя. В начале прошлого века бобр наряду с другими охотничьими видами животных оказался на грани исчезновения. В начале 1920-х годов на всей территории СССР сохранилось менее 1000 этих зверьков. В 1922 году постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР была категорически запрещена любая добыча бобров. С 1923 года в нашей стране массово организуются специальные бобровые заповедники (Воронежский, Березинский, Кондо-Сосьвинский) в местах, где эти звери еще чудом уцелели.
В 1922 году в Воронежской области в бассейне реки Усмань был организован охотничий заказник, который через пять лет был преобразован в заповедник. В 1932 году здесь создан первый в нашей стране бобровый питомник, где содержались и разводились бобры перед выпуском в природу. Всего за годы его существования родилось более 1400 особей этого вида. А через передержку в питомнике прошло почти 3 тысячи диких бобров, пойманных в природе.
Бобровый питомник Воронежского заповедника стал базовой производственной структурой, спасшей бобра от исчезновения в дикой природе. Благодаря его деятельности в настоящее время численность этого ранее ценного пушного зверька в России находится на уровне 680 тысяч особей.
С удовлетворением можно констатировать - бобр как биологический вид спасен! Более того, он стал охотничьим объектом и постоянно расширяет область своего обитания, осваивает все новые экологические ниши в пределах ареала.
Но теперь во многих местах бобр стал вредителем! На сегодня нет эффективного способа ограничения его численности и распространения. Ранее это был промысел. Теперь же по официальным данным ежегодно добывается не более 2,5% от общей численности. Нежелание охотников добывать бобра обусловлено почти полным отсутствием спроса на ранее высоко ценившийся мех этого зверька. Бобра перестали добывать даже браконьеры! И в ряде случаев на местном уровне ставится вопрос об истреблении бобра. Например, когда бобры затапливают участки автодорог, заделывая трубопроводы под ними.
Вот как могут развиваться события, если пренебрегать понятиями регулирования численности диких животных и своевременно, еще на стадии проектирования природоохранных мероприятий игнорировать необходимость разработки всего комплекса мер, обеспечивающих бесконфликтного сосуществования дикого животного и человека.