Найти тему
Свинкины финансы

Найти на улице телефон и сесть за кражу - неужели реально?

Ко мне обратилась знакомая с таким вопросом. Она нашла на улице телефон без симки, видимо, со сброшенными настройками. Гаджет был явно б/у, но он система находилась в заводском состоянии, без установленных приложений и без личных данных на устройстве. То есть установить владельца проблематично. Можно ли не относить телефон в полицию и оставить себе? И можно ли за такой сценарий получить реальный срок за кражу? Краткий ответ: да, можно. Но разберёмся во всем по порядку.

По ст.227 Гражданского кодекса человек должен принять все меры для того, чтобы вернуть потерянную вещь хозяину. А ст.228 указывает, как легально получить вещь, если отнести ее в полицию и хозяин не найдется. Но нас-то интересует сценарий, в котором мы никуда не идём и просто оставляем вещь себе.

В таком случае сам «потеряшка» может написать заявление, потому что он не знает - потерял вещь или ее украли. И, если расследование установит того, кто телефон нашёл, можно реально стать фигурантом уголовного дела по ст. 158 УК РФ «Кража».

Долгое время российские суды обычно не наказывали за неправильное обращение со случайной находкой. Но в 2017 году Верховный суд, рассмотрев одно дело, дал пояснения, которые потом стали ориентирами для судов уровнем ниже. Так, ВС подтвердил приговор Сегежского горсуда Карелии по делу о пропаже телефона. Тогда осужденная женщина доказывала, что телефон она нашла. Но пострадавший свой девайс не терял, а осознанно оставил с другими вещами в здании поликлиники. Но суд в приговоре связал инкриминируемую женщине ей кражу с диспозицией ст. 227 ГК, которая устанавливает правила обращения с находкой. Верховный суд признал такое решение обоснованным, суды повсеместно начали трактовать такое нарушение как кражу.

Газета «Коммерсант» недавно писала, что Конституционный суд скоро проверит нормы ст. 158 УК (кража) и ст. 227 ГК (находка), которые позволяют привлекать граждан к уголовной ответственности за нарушение правил обращения с найденными вещами. Там заявители считают, что их слишком строго сразу осудили за кражу, в то время как они просто нашли вещи. Возможно, после решения Конституционного суда правила трактования станут более мягкими и четкими.