Найти тему

Механизмы ученического усвоения материала

Это - важная и интересная тема. И для того, чтобы быть по-настоящему хорошим преподавателем, очень важно понимать, как работает человеческая память. 

Я бы сказала, что человеческая память имеет три типа. 

1 - Логическая память, оперативная. Это память сознания. К примеру вам объяснили, как пройти к банку - вы выполнили условия и тут же забыли эти объяснения, поскольку они вам больше не нужны. Но если эта память не закреплена никакими эмоциональными переживаниями, то информация здесь не задерживается и тут же вытесняется поступлением новой информации. 

2 - Эмоциональная память, подсознательная, долговременная. Особенность этой памяти в том, что подсознание не понимает логику, оно мыслит исключительно образами, ощущениями и эмоциями. Поэтому если какие-нибудь даты или факты не вызывают у нас никаких эмоций - мы тут же их забываем, а потом мучительно пытаемся вспомнить хоть какую-нибудь зацепку, которая могла бы нам подсказать верный ответ. 

3 - Телесная память, память привычки, рефлекс. Когда последовательность действий доходит до автоматизма и человеку не нужно напрягать память, тело или мышление выполняет за него действия само. 

Так вот согласно этому процесс усвоения учениками нового материала можно разделить на три этапа. 

1. Логическое понимание 

2. Обретение понимания на уровне ощущения 

3. Закрепление на уровне навыка. 

 

Я попробую дать комментарии по каждой из этих стадий. 

Про 1. Частая ошибка молодых педагогов - считать достижением первый этап, а остальные не считать. Но это совершенно неверный подход. 

На самом деле, чтобы хорошо логически объяснить материал - вовсе не обязательно быть педагогом. Абсолютно любой человек, обладающий хорошим пониманием явления может это явление объяснить просто потому, что если знаешь - значит можешь объяснить. Но это лишь самая элементарная часть крупной педагогической задачи. 

При логическом объяснении понимание остаётся на уровне сознания, но оно не переходит в подсознание. То есть оно остаётся в оперативной памяти (как в комьютере - буфер обмена), но оно не оказывается записано в позитивную память. А это значит, что как только оперативная память будет занята чем-то другим, понимание уйдёт напрочь. 

Про 2. Куда более важная часть - добиться, чтобы ученик получил верное ощущение, то есть чтобы информация была допущена на уровень подсознания. Для этого абсолютно необходимо включение эмоционального и образного мышления. 

В принципе здесь могут работать самые разные способы. И именно здесь кроется причина того, что хороший учитель - всегда использует свою артистистичность в самом широком смысле слова (даже если этого не осознаёт). Именно здесь кроется причина огромных возможностей для проявления творческого начала в профессии педагога. Чем ярче вы себя проявляете - тем глубже будет запоминание преподаваемого вами материала. 

Про 3. Но самое сложное - это выработка навыка. Кстати, навык может быть выработан без включения эмоциональной памяти - если стотыщраз повторить дату, то информация уйдёт на уровень рефлекса без всяких образов и эмоций. 

Однако и тут есть своя сложность. Рефлекторная память срабатывает по принципу геометрической прогрессии, как парабола - сначала нужно повторять информацию часто, потом всё реже - и в какой-то момент она запоминается накрепко. 

Условно: выученные новое слово нужно повторить через минуту, через две минуты, пять, десять, тридцать, час, шесть часов, день, неделю, месяц, год. 

Однако новый материал прибывает каждый день. И спланировать повторение каждого нового материала так, чтобы для всего соблюдался принцип параболы - невозможно. И вот тут необходимо мастерство преподавателя - терпеливо следить за выработкой навыков, основывать на полученных навыках усвоение нового материала. 

К счастью, границы между разными видами памяти у человека не такие чёткие как у компьютера, что позволяет гибко комбинировать одно с другим. И в этом тоже заключается возможность для преподавателя проявлять творческое начало - что именно я считаю необходимым усвоить на уровне навыка, а что может быть усвоено на уровне образного эмоционального мышления. 

#мрмрметодика #мрмрмоиразмышления #мрмрблагодарность