Найти тему
Реальные путешествия

Пустотелые мраморные статуи. Как это вообще возможно?!

В археологическом музее Анталии, среди сотен мраморных античных статуй, я увидел одну, которая привлекла моё внимание одной очень необычной и загадочной деталью. Эта статуя была изготовлена около 2 века нашей эры (почти две тысячи лет назад) и изображала римского императора Траяна.

Вот она:

Мраморная статуя римского императора Траяна в археологическом музее Анталии. Фото автора.
Мраморная статуя римского императора Траяна в археологическом музее Анталии. Фото автора.

Вы уже увидели эту необычную деталь? Мы вернёмся к ней чуть позже. Ведь есть ещё и другая загадка!

Мрамор - материал недолговечный. Специалисты говорят, что лет через 150 он начинает стареть, а через 400 - разрушается. Дело в том, что содержащийся в воздухе в мизерном количестве сернистый газ вызывает сульфатную коррозию мрамора, которая "съедает" камень со скоростью около 10 микрометров в год.

Мало? Да уж, конечно, немного! Но давайте посчитаем: за сто лет - миллиметр, за тысячу лет - сантиметр, за две тысячи лет - два сантиметра. Получается, что даже если статуя через две тысячи лет не рассыпалась бы в прах, то уж по крайней мере от мелких деталей размером до двух сантиметров ничего остаться не должно было бы. Но тем не менее мы прекрасно видим все эти "мелкие детали":

Увеличенная фотография статуи императора Траяна. Фото автора.
Увеличенная фотография статуи императора Траяна. Фото автора.

И касается это, конечно, не только статуи императора Траяна в археологическом музее Анталии, а и большинства других античных скульптур во всех музеях мира.

Посмотрите, например, как хорошо сохранились кудряшки на голове Гермеса и складки не его плаще, наброшенном на плечо. Нос Гермеса пострадал, конечно, не от коррозии:

Фрагмент статуи Гермеса в археологическом музее Анталии. Фото автора.
Фрагмент статуи Гермеса в археологическом музее Анталии. Фото автора.

Те же специалисты говорят, что в античные времена для сохранения мрамора статуи натирали воском. Очень даже может быть!

А ещё возможно, (а последние исследования показывают, что так оно и было) что белые мраморные статуи древние художники разукрашивали яркими красками, изготовленными на основе органических пигментов. Вот в этой статье я писал об этом:

И скорее всего, краска также защищала мраморные скульптуры и препятствовала их разрушению.

Но в любом случае от воска и красок давным-давно ничего не осталось, а мраморные статуи возрастом две и более тысячи лет стоят почти целёхонькие, не считая механических повреждений, отбитых рук, ног и голов.

Мраморная статуя танцующей женщины в археологическом музее Анталии. Статуя собрана из кусочков, многих фрагментов не хватает. Но мелкие детали в замечательной сохранности. Фото автора.
Мраморная статуя танцующей женщины в археологическом музее Анталии. Статуя собрана из кусочков, многих фрагментов не хватает. Но мелкие детали в замечательной сохранности. Фото автора.

Итак, что мы имеем? Во-первых, чудесным образом сохранившиеся мелкие детали на мраморных статуях. Сохранившиеся в течение двух тысяч лет вопреки химическим законам.

Во-вторых, пустотелую руку у скульптуры, изображающей римского императора Траяна. Точнее, отсутствие руки, которое позволило нам увидеть её пустотелость. Именно об этой удивительной и загадочной детали я и писал в самом начале:

Пустотелая рука у статуи императора Траяна. Фото автора.
Пустотелая рука у статуи императора Траяна. Фото автора.

Если покопаться в Интернете, что я и сделал, то можно найти и другие фотографии мраморных античных статуй, имеющих как минимум пустотелые конечности. Вот пара примеров:

Кора в пеплосе - молодая девушка в традиционной греческой одежде. Около 530 года до нашей эры. Фото с сайта http://yuliyakelidi.com/
Кора в пеплосе - молодая девушка в традиционной греческой одежде. Около 530 года до нашей эры. Фото с сайта http://yuliyakelidi.com/
Мраморный торс. Похоже, что он весь пустотелый. Справа раскрашенная красками копия, показывающая, как эта статуя могла выглядеть в античные времена. Фото с сайта https://impressio.dir.bg/
Мраморный торс. Похоже, что он весь пустотелый. Справа раскрашенная красками копия, показывающая, как эта статуя могла выглядеть в античные времена. Фото с сайта https://impressio.dir.bg/

Лично у меня возник логичный вопрос: каким образом статуя, вырезанная из цельного монолитного куска мрамора имеет пустотелые конечности? А вам не кажется это странным?☺

И вот тут-то мы подобрались к тому, о чём уже давно спорят учёные мужи. А что если мраморные скульптуры в античные времена (да и гораздо позже - вплоть до 18 века) не вырезали из мрамора, а отливали из материала, подобного современному литьевому искусственному камню?

Работа Джулиано Финелли. Портрет Марии Дульоли Барберини. 1626. Мрамор. Лувр, Париж. Потрясающе тонкая работа - малейшее неверное движение, и вся работа насмарку. Может быть, это литьё?
Работа Джулиано Финелли. Портрет Марии Дульоли Барберини. 1626. Мрамор. Лувр, Париж. Потрясающе тонкая работа - малейшее неверное движение, и вся работа насмарку. Может быть, это литьё?

Ведь тогда всё встаёт на свои места! И пустоты внутри мраморных статуй, которые могли образоваться в процессе заливки. И их долговечность - могли же древние мастера добавлять в материал какой-нибудь секретный ингредиент, который в разы увеличивал сохранность этого искусственного мрамора.

А невообразимо мелкие и сложные детали мраморных скульптур! Малейшее неверное движение резца, и вся работа насмарку. Ведь это не картина - краской не закрасишь. Но почему-то археологи не находят испорченных недоделанных статуй, на которых, например, тренировались ученики скульпторов. Откапывают только шедевры!

Самая известная работа Франческо Квироло "Избавление от чар" (после 1757 года). Сеть выполнена не из мрамора. Она из пемзы - вспененного вулканического стекла. Но это вовсе не говорит о том, что сеть не могла быть отлита.
Самая известная работа Франческо Квироло "Избавление от чар" (после 1757 года). Сеть выполнена не из мрамора. Она из пемзы - вспененного вулканического стекла. Но это вовсе не говорит о том, что сеть не могла быть отлита.

Все эти предположения конечно же не отменяют огромного таланта и трудолюбия, которыми обладали древние мастера. Ведь для того, чтобы отлить такую статую, вначале всё-равно нужно было сделать модель, например, из воска. А потом уже на основе модели - форму для литья.

Но, во всяком случае, при изготовлении восковой модели мастер мог ошибаться хоть тысячу раз и исправлять свои ошибки, чтобы в конечном итоге создать настоящий шедевр!

Не забудьте поставить лайк, если понравилась статья! Подписывайтесь на мой канал в Дзен!

Подписывайтесь также на мой канал в YOUTUBE и в Telegram.

Добра всем и хороших путешествий!

МОЙ КАНАЛ I МОЙ YOUTUBE I Telegram