«Это нужно не мёртвым, это нужно живым!»
(с) советский лозунг
Представим, что в будущем люди научились добывать энергию более простыми и эффективными способами, чем сейчас. И вот археологи будущего находят сохранившиеся остатки огромных сооружений, построенных в двадцатом веке: плотин ГЭС, градирни АЭС и т.д. И пытаются понять — для чего жители той эпохи тратили огромные средства и силы, чтобы возвести эти гигантские нежилые строения? Может быть, в культовых целях? Чтобы задобрить каких-нибудь ужасных богов, в которых верили строители этих гигантских зданий, или же напротив, чтобы не пустить их в наш мир?
Точно так же мы воспринимаем, например, египетские пирамиды, и прочие огромные строения, которые в древности возводились для мёртвых, вроде знаменитого первого Мавзолея, который был гробницей правителя Карии Мавсола и считался одним из семи чудес света. Он достигал 46 метров в высоту, то есть был примерно с современный 16-этажный дом. Из того количества тёсаных камней, что пошли на это гигантское сооружение, можно было выстроить огромный дворец, а то и не один. Зачем же люди не только в глубокой древности, но даже в просвещённой античности возводили такие гигантские сооружения с той лишь целью, чтобы захоронить в них знатных покойников? Они ведь уже мёртвые, какой смысл на них тратиться?
С точки зрения людей, веровавших в посмертное существование души, этот смысл имелся. Практически у всех народов бытовали страшные истории о покойниках, возвращавшихся к людям, чтобы вредить живым. Убеждённость в существовании духов предков — самая древняя и устойчивая из всех религиозных верований. Весьма прагматичные древние римляне также не жалели средств на знатных и прославленных покойников. Гладиаторские игры, заимствованные римлянами у этрусков, изначально были похоронным обрядом и проводились во время поминок. Их целью было не развлечение живых, а проводы покойника — чтобы его душа, всё ещё присутствовавшая в этом мире, досыта наелась крови (особое пристрастие к ней душ мертвецов отмечено в большинстве древнейших культов) и больше не возвращалась к живым людям.
Той же цели, то есть гарантии невозвращения душ мертвецов к живым, служили и различные «Книги мёртвых», бытовавшие в самых продвинутых в религиозном отношении древних культурах: древнеегипетской, тибетской и т.д. На самом деле эти книги назывались иначе. Тибетская книга мёртвых именовалась «Книгой освобождения в посмертии благодаря услышанному», а египетская — «Книгой восхождения к свету». Они читались над трупом с той же целью, с которой тщательно разрабатывают и записывают маршрут путешествия человеку, которого очень сильно хотят отправить куда подальше. Чтобы он знал, куда ему идти (ехать, лететь) и ни в коем случае не возвращался с половины пути.
Более примитивные культы поступали проще — устраивали знатным (самыми опасными считались души самых знаменитых или влиятельных при жизни личностей) покойникам как можно более пышные похороны. А также отправляли вместе с ними на тот свет как можно больше материальных ценностей — в качестве подъёмных, чтобы на том свете эта личность могла устроиться со всем возможным комфортом и больше не тревожила живущих.
Касательно места погребения существовали две распространённые практики. Считалось, что душа мертвеца питает особое пристрастие к тому месту, где находится его труп. Поэтому тело покойника надо было либо полностью уничтожить (сжечь, отдать хищным птицам и т.д.) или же наоборот, разместить его в строго определённом месте, расположенном как можно дальше от жилья. Ведь любая могила, а в особенности выдающегося человека — это, в представлении древних, своего рода врата, соединяющие миры живых и мёртвых.
И вот в этом-то представлении о вратах и содержится ответ на вопрос: для чего строились огромные погребальные сооружения, вроде пирамид и мавзолеев. Ведь помимо опасности, дух великого предка был ещё и ценным ресурсом. Притом тем более ценным, чем более высокое положение он занимал в загробной иерархии. Наиболее серьёзно к данному вопросу подходили древние египтяне, не только объявлявшие умершего фараона богом (впрочем, он и в живом состоянии им считался), не только отправлявшие вместе с ним в загробный мир множество драгоценностей и скульптур (которые на том свете должны были ожить и верно служить своему господину), но ещё и строившие гигантские гробницы.
С точки зрения человека, не сомневавшегося в реальности потустороннего мира и в его влиянии на мир живых, гробница была не просто символом. Это ещё и портал, через который благодать, собранная фараоном в качестве бога, могла передаваться на эту сторону. Строя капитальную гигантскую гробницу, древние египтяне тем самым гарантировали постоянный поток загробной благой энергии, которая будет помогать всем последующим поколениям. Именно поэтому они прилагали столь большие усилия для предотвращения осквернения гробниц и похищения драгоценностей из погребальных камер. Ведь с их точки зрения, такое деяние было неким аналогом диверсии на АЭС, с непредсказуемыми, но заведомо пагубными последствиями.