Найти в Дзене
О прожитом и узнанном

Киношники активно снимают фильмы и сериалы о Петре I, чтобы угодить или «распилить» деньги?..

На днях, как о значительном событии в киноискусстве и общественной жизни общества, ТВ сообщило о выходе в прокат документально-художественного фильма «Петр I. Последний царь и первый император».

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Похоже, нас ждёт очередная поделка современных киношников.

Почему не жду ничего достойного внимания зрителей?

Создатели современных – особенно последних - «шедевров» о царе Петре, приучили к этому. У них или повторение пройденного, что мы давно уже знаем о «царе-реформаторе» из официальной истории, книг и фильмов о нём, или такая «развесистая клюква», что лучше её и не видеть. О настоящем искусстве нет и речи.

Этот фильм, как и недавний полуанекдот-полусказка Первого канала «Собор», приурочен к 350-летнему юбилея Петра I.

Для продолжения нашего разговора следует вспомнить те, ранее созданные фильмы о Петре, которые были сняты у нас в стране и за её рубежами.

Ещё до революции появился отечественный «Петр Ве­ликий». Тогда угождали Романовым, славя их предка.

А уже в советское время: довоенный двухсерийный «Петр Пер­вый» по роману Алексея Толстого, позже «Сказ про то, как царь Петр ара­па же­нил», советско-гэдээровские «Юность Пет­ра» и «В на­чале слав­ных дел», «Рос­сия мо­лодая», «Де­мидо­вы», американский «Петр Ве­ликий» - в этом накрутили такого, что нашим фантазёрам и не снилось.

Потом приспела пора российских фильмов, в основном сериалов, в том числе, документально-художественных: «Ца­ревич Алек­сей», «Тай­ны ве­ка. Царь Петр и сын его Алек­сей», «Слу­га го­суда­рев», «Петр Пер­вый. За­веща­ние», «Ро­мано­вы. Фильм тре­тий. Петр Ве­ликий», «Собор».

При таком изобилии, какие ещё тайны из жизни царя-императора остались нераскрытыми, что нового смогут поведать нам создатели новой версии? О режиссёрских и актёрских находках и речи не веду. Не заметно их в нынешнюю пору.

А ежели так, то ради чего снимали? Неужто, хотят угодить кому-то? Может быть, тому, в чьём кабинете, по словам его помощников, висит портрет Петра? Или просто решили воспользоваться возможностью в очередной раз попилить деньги, выделяемые на съёмки?

Если же снимать фильм, тем более документально-художественный, то неплохо бы с его помощью разобраться, почему Толстой – не тот, что написал роман о Петре, а другой – автор «Войны и мира», почитаемый во всём мире, как великий писатель - резко обличал Петра.

Разобраться и опровергнуть обвинения, которые потомок сподвижника Петра предъявляет царю. И почему-то не счёл того заслуживающим звания великого.

Хотя, надо признать, писатель уже в этом прав: назвали Петра Великим его сподвижники, то есть все те, кого Пётр возвысил, которые при нём заслужили и титулы, и богатства, некоторыми наворованные. И которые, не дожидаясь смерти императора (и этот титул они преподнесли царю), от болей несколько дней кричавшего на весь дом, в соседней комнате решали, кого посадить на трон вместо Петра.

Народ в те времена чаще называл «Антихристом».

А теперь переходим к тем самым обвинениям Льва Николаевича Толстого в адрес царя Петра.

"С Петра I начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории.
Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь 1/4 столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою, коронует бл@дь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему.

Лев Толстой, Полное собрание сочинений, М., 1936, т. 26, С. 568

Господа экранные творцы, если можете, своими творческими работами опровергните великого писателя и великого нравственного авторитета своего времени, о котором знаменитый издатель Алексей Суворин писал в своем дневнике:

«Два царя у нас: Николай второй и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии».

Если можете, докажите новым документально-художественным (или просто документальным, ради экономии) сериалом, что всё сказанное Львом Толстым – неправда, навет выжившего из ума старика на великого человека нашей истории.

Но почему-то не верится, что кто-то из «ваятелей» решится на создание антипетровского произведения – портрета Льва Толстого в высоких кабинетах не висит.

Посему, попробуем в силу наших знаний истории, литературы и способностей анализировать проверить правоту или возрастные заблуждения великого русского писателя.

Итак, начинаем.

Эпитеты «беснующийся, пьяный», в адрес Петра, судя по литературным и кинематографическим источникам, имеют право на существование.

И сам пил, и других спаивал. Порой лошадиными дозами. Киношники нам это показывали в каждом из фильмов.

И бесовским игрищам был привержен, достаточно вспомнить

Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор — одна из затей, учрежденных царём с целью развлечений, питейных увеселений, своеобразная шутовская «орденская организация», объединявшая царских единомышленников.

Что касается утверждения Толстого «сгнивший от сифилиса», то здесь нельзя утверждать о наличии у царя именной этой болезни (не эксгумировать же царские останки ради установления истины), но то, что графиня Авдотья по мужу Чернышёва, по прозвищу «Авдотья бой-баба», данному ей Петром I, одна из его любовниц, «беспорядочным поведением своим имела вредное влияние на здоровье Петра» никем не отрицается.

К слову, в постель к самодержцу она попала 15 лет от роду. По нынешним временам за подобное царя обвинили бы в педофилии (как обвинили одного из представителей британской королевской фамилии). Но в ту пору в таком возрасте девочки-девушки под венец шли.

Через год царь выдал замуж свою юную любовницу за своего денщика Григория Чернышёва. В приданое от Петра I Авдотья получила 4 тысячи душ крестьян(!) - щедрый был царь. А то киношники нам показывают его рачительным до скупости.

Но сексуальными услугами «Авдотьи бой-бабы» царь время от времени продолжал пользоваться. Она же эти услуги оказывала, как повествуют современники, не только царю и мужу, но многим другим – поистине «бой-баба».

Если верить скандальной хронике, Пётр однажды приказал её мужу: «Пойди и выпори Авдотью». Такое приказание было дано её мужу её любовником, заболевшим и считавшим Евдокию виновницей своей болезни.

Кстати, лишь из знатных особ у Петра было полдюжины любовниц: от Анны Монс (знатной не была) до Марии Кантемир (сериал «Петр Пер­вый. За­веща­ние» сему роману посвящён). Порой, имел по нескольку "метресок" одновременно.

Простонародных же баб никто не считал.

А как обращался с особами и бабами царь Пётр ярко свидетельствует небольшая цитата:

Существует версия, согласно которой родная сестра жены Александра Меншикова Арсеньева Варвара Михайловна была не просто фавориткой императора, а вместе с сестрой пользовалась благосклонностью и Меншикова и Петра I. В качестве доказательства связи обычно приводятся воспоминания Франца (Никиты Петровича) Вильбоа:
«Петр любил все необыкновенное. За обедом он сказал Варваре: „Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви“. И тут же при всех повалил её на диван и исполнил своё обещание».

После такого, трудно не согласиться с классиком о распутстве царя, не ведавшем о нормах морали.

Утверждение Льва Николаевича, что

1/4 столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает

подтверждается всеми фильмами и сериалами, кроме, пожалуй, того, что «закапывает живых в землю». Этого ни в одном кинотворении не показано. Остальное же отрицать трудно. Никто утверждение писателя не ставит даже под сомнение.

И далее

мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою

Здесь представляет интерес утверждение о мужеложстве царя.

Писатель не указал имени постоянного «партнёра» царя, - если таковой был - но наиболее вероятным можно представить его бывшего денщика Алексашку Меншикова. Который с годами стал Александром Даниловичем Меншиковым, светлейшим князем, Петербургским губернатором, генерал-фельдмаршалом...

Но главное в биографии Данилыча – он был главным мздоимцем и казнокрадом времён правления Петра I. Куда до него князю Матвею Гагарину, повешенному по воле царя за лихоимство.

После смерти Франца Лефорта, наставника Петра, царь сказал: «Осталась у меня только одна рука, да и та вороватая». Меншиков и был той «вороватой рукой». А сказано сие было в 1699 году.

Так что, Данилыч ещё четверть века воровал.

А его «мин херц» Пётр в эти годы вводил всё новые и новые налоги, успел придумать три десятка таковых. Все перечислять не стану, назову лишь самые «экзотические»:

…сбор на рождение (родился ребенок - плати), сбор на похороны (помер близкий - плати), налог на конскую шкуру (сдох конь, ободрал ты его - плати), налог на конские хомуты, налог на упряжные дуги, самый известный - налог на ношение бороды, отдельный налог -на ношение усов, каждый десятый поросенок от каждой свиньи должен сдаваться в казну, сбор с покупки кровати, банный сбор (с каждой баньки), трубный сбор (есть у тебя печь с трубой - плати), сбор с дров, купленных для собственного употребления, налог на орехи (купил орехи, в их цену включен и налог), налог на арбузы, налог на огурцы, налог на питьевую воду, налог на покупку гробов…

«Мин херц» собирал, а его друг Данилыч воровал из собранного. Собирали по копейкам и рубликам, а воровал светлейший сотнями тысяч и миллионами. На те деньги можно было ещё один флот построить, ещё одну армию содержать, не говоря об остальном.

Мог бы оплатить из своего кармана и те деньги, что после заключения Ништадтского мира в 1721 году Россия заплатила за уже завоёванные(!) у Швеции территории 1,28 млн. рублей серебром. Сначала оплатили солдатской кровью, потом деньгами.

Только тогда Швеция отказывалась в пользу России на вечные времена от Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии и так называемой Старой Финляндии – Карельского перешейка с городом Выборг и северного побережья Ладожского озера.

И если пособников Меншикова, мздоимцев и казнокрадов петербургского вице-губернатора Корсакова и двух сенаторов, князя Волконского и Опухтина, публично высекли кнутом, то у Данилыча всё обходилось. Хотя царь прекрасно знал о его грехах.

Однажды Пётр, выведенный из себя очередными «шалостями» любимца, сказал ходатайствовавшей за него Екатерине:

«Меншиков в беззаконии зачат, во гресех родила его мать, и в плутовстве скончает живот свой, и если не исправится, быть ему без головы».

Выходит, Пётр всё знал, но терпел, «своих не сдавал».

И как после такого трепетного, почти любовного отношения государя к своему слуге, не заподозрить Петра в страшном грехе.

Говоря о рубке голов, надо вспомнить, что только при казни взбунтовавшихся стрельцов царь Пётр собственноручно отрубил головы пяти осуждённым. Любил царь осваивать новые для него простолюдные профессии.

Похоже, не очень-то царь Пётр думал о народе, о народосбережении. Не только вводил в России с её морозами налоги на дрова и печи с трубами, с российскими просторами – на лошадиную сбрую и шкуру подохших лошадей, но затеял строительство новой столицы в самом гиблом месте на отшибе государства, на чужой в ту пору земле. При том строительстве, по прикидкам специалистов, погибло не менее 100 тысяч(!) русских людей. Не мог ограничиться строительством крепости и военно-морской базы на Балтике?

Не мог, надо было удивить столь любимую им Европу.

Начал строить город, который из-за своего расположения с тех пор переживал ежегодные наводнения (через три века пришлось дамбу возводить), пережил блокаду, и даже в наши дни в нём вводится «уровень базовой готовности».

Пётр I Европу и европейцев, похоже, любил и почитал более чем своих русских солдат.

В ходе «Северной войны» в битве при Фрауштадте в 1706 году, наряду с союзниками Петра участвовал присланный им в поддержку русский корпус.

Шведы одержали победу. Часть русских солдат была взята в плен.

Командовавший шведами генерал Реншильд заявил, что

«ни человечность, ни законы войны не распространяются на животных, каковыми были, есть и останутся русские».

Согласно показаниям участвовавших в сражении лейтенанта Лита и подполковника Гилленшерна, Реншильд приказал уничтожить до 500 русских военнопленных:

"Его превосходительство генерал Реншильд немедленно образовал кольцо из драгунов, кавалерии и пехоты, в котором были собраны все оставшиеся русские, около 500 человек. Без всякой пощады в кругу их тут же расстреливали и зарезали, они падали друг на друга, как зарезанные овцы."

А что Пётр? Царь остался верен себе. Они ж – «партнёры»!

В битве под Полтавой через три года Реншильд командовал шведской армией вместо раненого короля, и, потерпев сокрушительное поражение, попал в плен. Пётр Первый пригласил шведских военачальников на пир и, по словам историков, поднял тост за шведов как за своих учителей в военном искусстве, на что Реншильд иронически ответил, как «хорошо» обошёлся с ними ученик.

Что же творили шведы с пленными русскими подробно и талантливо рассказано в фильме советской поры «Россия молодая».

В своих реформах Пётр одной из главных задач видел налаживание торговли с Европой. Его понять можно: внутренней торговли из-за отсутствия покупательского спроса не было. Да и откуда взяться тому спросу при почти поголовно нищему и закабалённому населению?

Вот и гнали за рубеж, за моря всё, чем была богата русская земля: пушнину, воск, мёд, древесину, лён, пеньку, деготь, смолу, канаты, медь и железо.

Прошло три столетия. И вновь, после нескольких десятилетий советского экономического, товарного суверенитета, на Запад из России идут богатства российской земли и её недр.

Что касается обвинения Толстого в адрес Петра I в том, что тот «коронует бл@дь свою и своего любовника», то тут и возразить нечего.

Императрицей становится бывшая то ли служанка, то ли портомойка, имевшая в своём женском активе немалое число мужиков до Петра, ухитрившаяся изменить уже законному супругу с братом бывшей любовницы того, и пустившаяся во все тяжкие после своего восшествия на престол. Но при этом не сумевшая за десятки лет овладеть хотя бы началами русской грамоты.

И в заключение слишком объёмной статьи не могу не сказать о том и о тех, чьи имена и дела могли бы, говоря высоким штилем, воспеть нынешние кинематографисты и писатели (со своими жалкими тиражами).

К примеру, хоть однажды рассказать полноценным односерийным художественным или документально-художественным фильмом о короткой жизни и делах предшественника Пётра и его сводного брата – царя Фёдора Алексеевича. О нём большинство из нас и слыхом не слыхивали.

Фёдор был образованным человеком. Он много читал и даже писал стихи, любил музыку.

Царя Фёдора вполне можно назвать предшественником Петра I, который лишь продолжил его реформы.

Государь ослабил наказания за уголовные преступления.

Запретил членовредительские наказания (отрубание рук, отрезание ушей или носов и т.п.), заменив их пожизненной ссылкой в Сибирь. Тем самым он пытался и таким способом заселить земли за Уралом.

Он отменил порядок, по которому молодой служащий получал чин не меньше чина своего родителя. При нём простолюдин, но умный и талантливый мог занять высшие должности в армии.
Царь отделил церковь от государства. Он начал печатать книги, не спрашивая одобрения церковников.

Всех сирот и нищих по указу государя пристраивали в монастыри. Там до 20 лет они трудились и обучались мастерству. Потом их забирали в стрельцы, записывали в тягло.
Государь приглашал иностранных специалистов для просвещения в Москву. Во время царствования Федора был составлен план первой Академии, там предполагалось набирать студентов из всех сословий.

Государь Федор, а не его младший брат велел придворным носить европейскую одежду. Стрельцов не допускали в Кремль, если они были в старинных охабнях, однорядках.

Царь усилил регулярные стрелецкие части, вместо неэффективного дворянского ополчения. Заводятся «полки иноземного строя – солдатские (пехота), рейтарские (конница), драгунские (смешанный строй)". Они обучаются наемными иностранными офицерами. При его правлении беглых стали принимать в рекруты, а не возвращать обратно хозяевам.
В столице строили много каменных зданий, причём из казны выдавали ссуды на строительство дома. По его приказу проложили под дворцами Кремля систему канализации.
По желанию царя прошла всеобщая перепись населения, для проведения сбора налогов.
Царь пытался создать иерархию для военных, придворных и гражданских чинов, которую закончил его младший брат.

Фёдор Алексеевич намеревался вернуть России выход к Балтийскому морю. Но ему препятствовали турки и татары, часто грабившие юг России. Поэтому царь Фёдор в 1676 году начал войну с Турцией. Она закончилась победой русских в 1681 году подписанием договора в Бахчисарае. К России отходила левобережная часть Украины.

Всё перечисленное было сделано, по сути, подростком и юношей, правившим лишь 6 лет с 15 до 21 года (1676-1682 гг.).

И напоследок. Кинематографисты советских времён сняли немало биографических фильмов о наших соотечественниках, своими свершениями, прославлявших Родину. Лишь краткое перечисление из виденного автором в разные годы: «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов», «Мичурин», «Михайло Ломоносов», «Депутат Балтики» о Тимирязеве, «Пржевальский», «Миклухо-Маклай», «Можайский», «Валерий Чкалов», «Нахимов», «Адмирал Ушаков»…

Снимали до войны и в войну. Снимали и после Победы. Государство, заказывая подобные фильмы, воспитывало у своего населения, у молодёжи патриотизм, чувство гордости за своё Отечество. То государство думало о своём будущем.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.