Карин Ларссон не была революционеркой в привычном смысле слова. Ее вполне можно назвать образцовой женой, матерью и хозяйкой дома. Однако именно свой дом она сумела украсить таким образом, что изменила всеобщее представление об интерьере и о стиле жизни.
Карин Ларссон (девичья фамилия Бергё (Bergöö) родилась в Швеции в 1859 году. У Карин были состоятельные родители, давшие ей хорошее образование, она училась на художника в шведской Королевской Академии свободных искусств. По окончании академии она уехала в колонию скандинавских художников у Гре-сюр-Луэн недалеко от Парижа. Карин могла бы стать профессиональной художницей, если бы в Париже не влюбилась в своего соотечественника и коллегу, бедного, но честолюбивого художника Карла Ларсена.
В 1883 году они поженились. Карин бросила живопись и занялась семьей. Многие современницы Карин ставили жирную точку на своей карьере, просвещая себя семье и детям. Но жизнь Карин сложилась по-другому. Эта женщина, став матерью восьми детей, сумела войти в историю искусства.
На этом автопортрете Карла, сделавшего карьеру художника, Карин можно и не заметить. Но если присмотреться, вы увидите, что она занята шитьем. Ее творческой потенциал не иссяк, Карин украшала фамильный дом, а Карл на своих картинах изображал семейную идиллию.
Семья Карин поселилась в местечке Сундборн в 1901 году. И Карин превратила простой бревенчатый коттедж в уютное семейное гнездышко, прославив его на весь мир.
Цвета столовой для нас не покажутся чем-то из ряда вон выходящим, но для конца 19 века стандартом являлись простые цвета и темная массивная мебель, которая должна была производить ощущение величественности.
Карин Ларссон украшала дом по-семейному и всё создавала своими руками. Она отвергала унылый и мрачный интерьер IX века, используя яркие цвета, необычную мебель, абстрактные узоры и букеты живых цветов.
Сегодня мы привыкли к подобному оформлению и трудно поверить, что когда-то оно казалось шокирующим – такой дизайн и такой стиль были в новинку.
Имея большой дом и восемь детей, Карин направила свои усилия на дизайнерскую деятельность: она ткала, вышивала, придумывала модели одежды для себя и детей и даже проектировала мебель.
Она создала свой неповторимый шведский стиль с яркими цветами, с вышитыми стилизованными рисунками растений, вносила в дизайн японские мотивы.
Ткани Карин были абсолютно оригинальными. Домодернистские по своему характеру они представили новый абстрактный стиль в гобеленах. Ее смелые композиции выполнены в ярких красках. В ее вышивке часто использовались стилизованные растения.
В черно-белой скатерти она переосмыслила японские мотивы. Технически предприимчивая, она изучала народные техники и экспериментировала..
Хорошим примером ее смелого плетения является гобелен «Четыре элемента», который она сочинила в 1903 году и повесила над новым диваном в столовой.
Сундборн находится в глуши, но исследования показывают, что Карин не была отрезана от мира. Она выписывала газеты и журналы: «Искусство и декор» из Франции, «Студио» - журнал об искусстве и ремеслах из Англии, «Культура и декор» - немецкий журнал. Карин знала, что происходит в мире эстетики, она не просто убивала время в деревне, а сознательно следовала модным тенденциям.
Карин стала иконой стиля для шведов и лицом страны.
Загляните в любой шведский журнал по дизайну интерьера – многие помещения оформлены так, будто сама Карин Ларссон приложила руку – те же компоненты, обилие света, цветы на окнах.
Окинув этот сельский дом свежим взглядом, замечаешь современный подход Карин. Удачный эксперимент творческой свободы ставшей повседневным стилем этой семьи.
В оформлении интерьера Ларссон свойственна непринужденность, богатое воображение и игривость.
Но без картин Карла Ларссона люди вряд ли бы узнали о самобытном стиле Карин. Популярность художника значительно возросла в 1890-х годах с развитием технологий цветопередачи, когда шведское издательство Бонье выпустило книгу Ларссона под названием «Дом», с полноцветными репродукциями его акварелей.
Однако даже это достижение не могло сравниться с успехом 1909 года, когда немецкий издатель Карл Роберт Лангевише (1874—1931) издал книгу акварелей, рисунков и рассказов Карла Ларссона под названием «Дом под солнцем», которая сразу стала бестселлером — в течение трёх месяцев со старта продаж было продано 40 000 экземпляров, а до 2001 года книга переиздавалась более 40 раз. Ларссоны были поражены таким успехом.
Свежий, незамысловатый, легкий дизайн семейного интерьера Карин Ларссон – образ жизни стал искусством для каждой женщины, даже в наши дни. Она создала идеальную модель современного жилища, но потребуется еще полстолетия пока ее стиль подхватят другие.
Наконец в 50-60-е годы XX века дизайн Карин стал популярным и благодаря Икеи распространился на весь мир. Она научила нас нарушать правила и оформлять свой дом в соответствии с собственными желаниями. Такова основная идея. Как можно больше цвета, интерьер не должен быть идеальным – ключевое слово «свобода». Свобода тела, мысли, семьи.
Благодаря книгам и картинам Ларрсона и его жены, дом супругов стал популярным местом среди туристов из разных стран, а интерьер дома, являющийся выражением художественного вкуса его хозяев, стал крайне популярным в Швеции.
Cейчас дом принадлежит потомкам Карла и Карин и открыт для посетителей с мая по октябрь.