А что там с салом и свининой в целом? Точнее как обстояло дело с употреблением этих продуктов представителями мусульманских народов СССР?
Вот, например, отрывок донесения политотдела 223-й (азербайджанской) стрелковой дивизии начальникам политотдела 7-й гвардейской армии и 49-го стрелкового корпуса о работе по воспитанию бойцов нерусской национальности от 3 ноября 1943 года:
«В практике нашей работы по политическому воспитанию бойцов нерусской национальности нами учитывались вопросы, нравы и обычаи этой группы бойцов. С бойцами-узбеками проведено несколько бесед за чашкой чая. В период прихода к нам бойцов узбеков они не принимали пищу, заправленную салом. В это время для этой группы бойцов мы готовили отдельную пищу. Сейчас эти неудобства отпали, так как в результате работы по политическому воспитанию и под влиянием других товарищей пища принимается всеми из общего котла».
О том, что проблемы были только поначалу, вспоминал и один из офицеров 409-й (армянской) стрелковой дивизии Авсей Григорьевич Шварцберг:
«…возникали серьезные проблемы, когда давали щи со свининой. У нас было примерно 20% мусульман, они есть такую еду отказывались, фактически бунтовали. Попробуй комиссару полка объясни причину отказа…
Но, постепенно, все эти не очень простые и «приятные» нюансы исчезли сами по себе».
В общем, как-то приноравливались. С другой стороны в ряде воспоминаний ветеранов можно прочесть и о том, что было множество тех, кто не стал нарушать религиозные предписания. Одни не ели супы, если они были сварены из свинины (даже несмотря на неодобрение и даже агрессию со стороны командиров и товарищей), другие выбрасывали полагавшееся в пайке сало или выменивали его на другую еду. Каждому свое, как говорится.