Найти тему
Ротный агитатор

О свином сале и бойцах-мусульманах

А что там с салом и свининой в целом? Точнее как обстояло дело с употреблением этих продуктов представителями мусульманских народов СССР?

Раздача пищи красноармейцам полевой кухней на Калининском фронте. 1942 год. Источник waralbum.ru
Раздача пищи красноармейцам полевой кухней на Калининском фронте. 1942 год. Источник waralbum.ru

Вот, например, отрывок донесения политотдела 223-й (азербайджанской) стрелковой дивизии начальникам политотдела 7-й гвардейской армии и 49-го стрелкового корпуса о работе по воспитанию бойцов нерусской национальности от 3 ноября 1943 года:

«В практике нашей работы по политическому воспитанию бойцов нерусской национальности нами учитывались вопросы, нравы и обычаи этой группы бойцов. С бойцами-узбеками проведено несколько бесед за чашкой чая. В период прихода к нам бойцов узбеков они не принимали пищу, заправленную салом. В это время для этой группы бойцов мы готовили отдельную пищу. Сейчас эти неудобства отпали, так как в результате работы по политическому воспитанию и под влиянием других товарищей пища принимается всеми из общего котла».

О том, что проблемы были только поначалу, вспоминал и один из офицеров 409-й (армянской) стрелковой дивизии Авсей Григорьевич Шварцберг:

«…возникали серьезные проблемы, когда давали щи со свининой. У нас было примерно 20% мусульман, они есть такую еду отказывались, фактически бунтовали. Попробуй комиссару полка объясни причину отказа…

Но, постепенно, все эти не очень простые и «приятные» нюансы исчезли сами по себе».

В общем, как-то приноравливались. С другой стороны в ряде воспоминаний ветеранов можно прочесть и о том, что было множество тех, кто не стал нарушать религиозные предписания. Одни не ели супы, если они были сварены из свинины (даже несмотря на неодобрение и даже агрессию со стороны командиров и товарищей), другие выбрасывали полагавшееся в пайке сало или выменивали его на другую еду. Каждому свое, как говорится.