В детстве, часто бывая у бабушек, мы рассматривали занавески на окнах, подушки на кровати с вышитыми маками и васильками, коврики на диване, на которых были вышиты барыни с кавалерами, узорчатые полотенца на рамках с фотографиями. Все эти «наряды» делали дом красивым, праздничным.
Традиция вышивки пришла к нам из глубины веков, заветам все женщины на Руси обязаны были владеть навыками вышивания и заниматься украшением тканей всё своё свободное время. В старину вышивкой занимались женщины всех слоёв населения.
В деревнях женщины украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.
Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простынёй с нарядным краем или подвешивали широкий подзор.
В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца, также их вешали на окна и божницу, а в более позднее время – на зеркала и рамки с фотографиями.
С раннего возраста крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. С 9 лет девочке заказывали сундук, и к свадьбе он должен быть полным.
Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье, красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты проводились на приобретение игл, недостающих красителей, частично, ниток для вышивки. Главное, всё зависело от умения женщины вышивать, от знания ею местных особенностей. А деревенские женщины с давних времён отличались мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных ниток.
По русскому обычаю крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое, которое должна была приготовить ко дню своего совершеннолетия (15-16 годам). Это была одежда на все случаи жизни, несколько метров холста, столешники, подзоры, головные уборы и, конечно же, полотенца. Одних подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около ста штук.
Значение полотенца в жизни русского человека огромное. Полотенце сопровождало человека от рождения до кончины.
Полотенце (рушник) – единственный ритуальный предмет языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать святые углы божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей.
Существует ряд обрядов, связанных с использованием полотенца: самый древний – обряд очищения.
Утром во время умывания лицо вытиралось нижним концом полотенца, где различные вышитые ромбы создавали композицию восхода солнца, вечером – наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. Полотенца, вышитые со знаком солнца, развешивали по стенам дома.
При рождении ребёнка, если он рождался не дома, а в больнице, использовали специальное полотенце с весёлым рисунком. Его встречали с этим полотенцем. Потом на смену полотенцу пришли разные выстроченные машиной одеяльца с уголками. Обряд этот был древний, полотенца такие, к сожалению, не сохранились. На крестинах после купели ребёнка заворачивали в специальное полотенце, а священнику дарили особое полотенце.
В глубокой древности полотенца приносили старым деревьям на поклонение, а на Ярилу, Троицу обвязывали липу и берёзу полотенцем. Обычай этот не сохранился, о нём забыли уже в начале XX века.
Полотенце – один из древнейших типов головного убора – «убрус», и любимая икона у русских воинов – изображение Христа Спасителя «Спас на убрусе».
Каждая девушка готовила себе приданое, в которое входило определённое количество полотенец. Число предметов, входящих в приданое, служило у односельчан мерилом оценки умения работать, определялся уровень владения женским ремеслом и наличием художественного вкуса. Крестьянская девушка выращивала лён, обрабатывала его после сбора, пряла нитки, ткала холст, шила необходимые предметы, украшала их.
Не менее 40 полотенец необходимо было припасти к свадьбе: самое большое и нарядное, «рукобитное» – жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, полотенце клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовали в поездке, также были ими «помечены»: жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.
Из рассказа жительницы с. Соломаты Клёминой Ольги Павловны: «После сватовства в доме невесты собирались подружки и соседки. Начиналась подготовка приданого. Вышивали подзоры, боковины, занавески, полотенца, накомодники, салфетки и дорожки на мебель и стены, постельное бельё. За день до свадьбы привозили невесту в дом жениха с приданым. Она должна была повесить свои занавески, застелить кровать и украсить дом вышивкой. А в день свадьбы гости осматривали приданое и решали, насколько богата невеста.
Молодых встречали родители хлебом-солью на вышитом полотенце. Какого-то особого рисунка не было для этого случая, но полотенце было украшено вышитыми цветами.
А потом это полотенце дарилось дружке жениха, который перекидывал его через плечо, завязывал сбоку и ходил так всю свадьбу. Гости молодым полотенца не дарили, это было не принято».
Жительница с. Соломаты Потехина Лидия Андреевна рассказала, что, когда они венчались в церкви, под ноги им клали полотенце. Батюшка во время венчания держал икону в руках на вышитом полотенце. Полотенца оставались в церкви.
Полотенце играло важную роль и в похоронном обряде. Оно сопровождало человека в последний путь и присутствовало на поминальных обрядах. Узор на таком полотенце скромный – тёмно-красная полоска. Закончилась жизнь, потому полотенце оставляют завязанным на кресте или разрезают на маленькие кусочки и отдают людям как продолжение его в других жизнях. Когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею, вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нём «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивалось полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.
Из рассказов местных жителей с. Соломаты: «В последний путь человека провожали тоже с полотенцем. Кто-то из знакомых, соседей или родственников нёс икону перед гробом, прихватив её полотенцем. После похорон полотенце ему и оставалось.
Ещё одно полотенце использовалось для «первой встречи». В него заворачивали испечённый хлеб и отдавали человеку, попавшемуся первым на дороге похоронной процессии».
Полотенце было главным украшением в доме. Всё в избе покрывалось полотенцами, так как полотенце имело охранное значение. Полотенце-оберег. И всякому случаю свой узор:
блинник - небольшое полотенце с весёлым узором для выноса блинов на масленку;
божник - вышитый холст для божницы;
дарное - подарок на именины, крестины;
зеркальное - для зеркала;
крючковое - всегда на крючке, всегда под рукой. Для утирки в деревенских семьях использовались грубые самотканые белые полотенца, их называли рукотёрами;
маховик - украшал все предметы и мебель в доме - обмахивал;
наквашенник - для того, чтобы накрыть квашню, форма - как салфетка, узоры - зёрна, вода;
обыденник - против мора или для испрашивания дождя или вёдра.
Каждая крестьянская девушка, украшая праздничные предметы, не изменяла издавна установленные места расположения узора. Так, на полотенцах украшались два конца.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определённые приёмы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая их и развивая. И для северной, и для южной, и для центральной вышивки характерно применение геометрического, растительного и изобразительного орнаментов.
Орнамент - язык тысячелетий, он старше всех произведений искусств. Именно в народном орнаменте, как в древних письменных, отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатие его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы.
Геометрические фигуры, из которых складывались простейшие узоры, несли когда- то смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы, и являлись охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.
В славянском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест - образ солнца, который считался оберегом от тёмных сил.
Ромб у древних славян почитался, как символ плодородия и чадородия, знаком солнца, огня, жизни.
Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли.
Птица символизировала приход весны, счастье.
Местные мастерицы любили вышивать на полотенцах розаны, маки, бабурки, васильки, винограды.
Вышивки иногда иллюстрировали устное народное творчество. Глядя на полотенце с вышитыми виноградами, вспоминаешь припев песни: «виноградье красно – зелено моё».
Это связано с многочисленными народными праздниками, которые требовали создания приподнятого настроя, который достигался не только возбуждающими напитками, но и красивым оформлением. Эту функцию выполняли красивые полотенца с вышитыми гроздьями винограда, цветов, листьев и плодов.
Трактовка мотивов в полотенцах зависела от техники вышивки.
К старинным русским швам относятся:
роспись или полукрест;
набор;
крест;
счётная гладь;
козлик;
белая мелкая строчка.
Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
По словам старожил, наши местные мастерицы вышивали крестом, козликом и гладью.
Во второй половине XIX века на смену домотканому холсту пришли фабричные ткани.
Вместе с ними практически исчезли вышивки, выполненные счётными швами (швы называются счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани).