Вторая смена — пожалуй, один из самых неоднозначных вопросов, которых мы касались. Родители говорят, что эта система неудобна и отнимает много сил даже у школьников, учителя, — что это оптимизирует процесс образования. В этом материале поговорили с учителем Юлией Емельяновой и родителем Мариной Мамедовой, дети которых учились во вторую смену, и разобрались в вопросе подробнее.
⏱ Зачем нужна вторая смена
Учёба в таком формате пришла в российское школьное образование из СССР. Тогда, как и сейчас, она обусловлена в первую очередь большим количеством учащихся.
В моей школе вторая смена существует все 18 лет, которые я работаю. Здание рассчитано на 250 учеников, а обучается около 630. Поэтому и заняты абсолютно все кабинеты в две смены.
Юлия Емельянова, амбассадор цифрового образования, учитель английского языка
По данным Росстата, с начала десятых годов количество школьников каждый год растёт. Строительство новых школ — продолжительный и дорогостоящий процесс, поэтому временным компромиссом стало обучение во вторую смену.
🧐 Ключевые детали: кто за это отвечает, кого касается и можно ли этого избежать
Есть классы, которые учатся только в первую смену — первый, пятый и с девятого по одиннадцатый. Это связано с повышенной нагрузкой на этих этапах обучения. Для всех остальных классов вторая смена формируется администрацией школы с учётом нормативов нагрузки на учителей и детей.
Но такой формат не обязательно применяется в каждой школе. Если количество учащихся не превышает допустимый лимит, то второй смены может и не быть. А для лицеев, гимназий и школ с углублённым изучением отдельных предметов это даже запрещено.
К сожалению, дать ребёнку право выбора в этом вопросе невозможно. А единственный выход — перевод в другую школу.
Выбрать действительно нельзя. Во вторую смену ходит вся параллель — как правило, их учит один и тот же состав учителей-предметников, на которых построено расписание.
Юлия Емельянова, амбассадор цифрового образования, учитель английского языка
💬 Какие плюсы и минусы видят учителя и родители?
Минусы
По мнению мамы Марины Мамедовой, преимуществ вообще нет, и все родители, с которыми она обсуждала этот вопрос, придерживались такого же мнения.
- Повышенная нагрузка на учителей: иногда первый урок начинается в восемь утра, а последний заканчивается в 19:00.
- Проблемы во взаимодействии с учениками: младшие классы тяжело успокоить в пик их активности.
- Родители хуже контролируют детей: если родитель работает, то возможности проверить, надел ли ребёнок школьную форму и пошёл ли он в школу, нет.
У детей меняется режим дня. Они приходят из школы в 18 часов — надо ещё сделать уроки до сна. Так как утром родители на работе — проверить готовность уроков и помочь ребёнку нет возможности.
Марина Мамедова, мама второклассника и семиклассника
Плюсы
Учителя более оптимистично смотрят на вторую смену, но, по словам Юлии, большинство педагогов относятся всё равно негативно.
- Больше личного времени: если учителю нужно ко второй смене, то утро он может потратить на себя — вечером это сделать сложнее из-за усталости.
- Пространство для внеурочной деятельности: школьники с учителем могут посетить культурное мероприятие или музей до начала занятий.
🖥 Может ли в этой ситуации помочь цифровое образование?
В теории — да, но для этого нужно серьёзно перестроить стандарты и подход к обучению. Сейчас такие платформы, как Сферум, могут лишь частично компенсировать повышенную нагрузку очного формата. К тому же у учителей есть сомнения, что родители на это согласятся.
Мне кажется, ни один родитель не согласится променять очное обучение даже во второй смене на дистанционное, но в первой. А вопрос с нагрузкой на учителей по-прежнему останется открытым.
Юлия Емельянова, амбассадор цифрового образования, учитель английского языка
Другие полезные материалы для родителей👇