Найти в Дзене
Сферум

📖 Нужно ли помогать ребёнку с домашними заданиями?

Оглавление

На первый взгляд нет ничего плохого в том, чтобы уделять время детям и их школьным обязанностям. Но для многих родителей это становится дополнительной нагрузкой, с которой они могут не справиться. Мы поговорили с опытными учителями Ладой Сащенко, Екатериной Шинкоренко и Дианой Минец о том, как эффективно помогать ребёнку, сохранить силы и не делать всё за него.

❓ Стоит ли помогать в принципе?

Домашние задания — эффективный способ для закрепления теории, которую дал учитель. Но ребёнок не всегда может запомнить весь объём информации или банально может не справляться с нагрузкой.

Если ребёнок подходит с просьбой помочь, то помочь обязательно нужно. Не стоит решать всё за него — можно объяснить на похожем примере. Оставлять его один на один с проблемой нельзя. Это провоцирует неуверенность в себе и своих силах. В какой-то момент ученик может перестать делать домашние задания из-за мысли, что у него что-то не получится и ему некому помочь.

Екатерина Шинкоренко, амбассадор цифрового образования, учитель физики и астрономии в МБОУ «СОШ № 35»

Помогать ребёнку следует хотя бы на уровне вопросов. Проявлять интерес к тому, что он проходил в школе, всё ли было понятно, сделал ли он домашние задания, благотворно влияет на мотивацию детей.

🤔 Честно ли это по отношению к учителю?

Некоторые учителя стараются давать школьникам творческие задания и тратят на их составление много времени. Но если у родителей и педагогов одна цель — направить и помочь, то это не будет проблемой.

Если идти по пути „сделать за ребёнка“ или „найти ресурс, где есть готовые ответы“, то, конечно, это нечестно. Если это помощь в рабочем режиме, когда ребёнок сам старается, ответственно и прилежно выполняет задания, но у него что-то не получается — то это должно только приветствоваться.

Лада Сащенко, амбассадор цифрового образования, заместитель директора по ИТ ГБОУ «Школа № 559» г. Санкт-Петербурга

У Дианы Минец есть не только экспертный опыт, но и личный: родители помогали ей в школе. По её словам, это было даже полезно.

В начальной школе мама всегда контролировала выполнение моих домашних заданий, проверяла их, это определило в последующем мой ответственный подход к самостоятельному обучению.

Диана Минец, амбассадор цифрового образования, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года — 2020», «Цифровой учитель года — 2020»

🙅 А это может негативно влиять на успеваемость?

Некоторые родители иногда делают домашние задания за детей. Чаще всего это негативно сказывается на успеваемости: школьник теряет мотивацию учиться, ведь делать ничего не нужно, а оценка всё равно будет хорошей. Но на уроках при ответе у доски недостаток знаний становится очевиден.

На уроке дети получают двойки и тройки, но каждая домашняя разобрана с родителем или репетитором на пятёрку. Но снова урок — двойка или тройка, ребёнок не разобрал материал, ему всё решил родитель.

Екатерина Шинкоренко, амбассадор цифрового образования, учитель физики и астрономии в МБОУ «СОШ № 35»

Домашняя работа — это не только закрепление школьного материала, но и развитие ответственности. Успеваемость будет хуже, если родитель полностью перекладывает её на себя.

💡 Советы учителей о том, как помогать правильно

Учителя дали несколько базовых предложений о том, как родитель может помочь ребёнку без последствий — выгорания и проблем с успеваемостью.

Совет 1. Выяснить источник затруднений

Необходимо разобраться, почему после школьного урока у ребёнка остались вопросы и что ему непонятно. Помочь ему найти материал в учебнике или интернете с объяснением, которое поможет с домашним заданием.

Совет 2. Согласовать с ребёнком правила выполнения

Например, составить с ребёнком расписание и согласовать срок выполнения домашних заданий. Объяснить, что при затруднениях на уроке можно подойти к учителю на перемене, спросить одноклассников, а в случае, если они откажут в помощи, разбираться вместе.

Совет 3. Мотивировать и поощрять

Мотивировать желательно с помощью личностно значимых и понятных стимулов. Для ученика седьмого класса, скорее всего, не сработает мотивация «не сдашь ЕГЭ — не поступишь в вуз». Поэтому важно знать потребности своего ребёнка.

Совет 4. Прислушиваться к рекомендациям педагогов и психологов

Учителя и школьный психолог могут видеть источники проблем гораздо лучше, чем родитель. Не стоит пренебрегать их помощью: они наблюдают ребёнка в школе, постоянно видят его включённость в работу и могут рассказать о его отношении к учёбе.

---

Тем, кто хочет больше узнать о нюансах воспитания детей, рекомендуем почитать другие наши материалы 👇

Что делать, если ребёнок постоянно опаздывает
Как родителю вести себя, если у ребёнка подростковый кризис Переезд в другой город: как родитель может помочь ребёнку?