Найти тему

Фольклор в творчестве А. С. Пушкина

1,8K прочитали
 Русское народное творчество – сказки, былины, песни, сказания, поговорки – является органичной частью поэзии и прозы Пушкина. По словам фольклориста В. П.

Русское народное творчество – сказки, былины, песни, сказания, поговорки – является органичной частью поэзии и прозы Пушкина. По словам фольклориста В. П. Аникина произведения Александра Сергеевича сохранили прелесть народного языка и очарование его звучания. А Максим Горький назвал Пушкина первым писателем, который обогатил фольклор блеском своего таланта, сохранив его смысл и идеи.

Пушкин обожал русские народные сказки. Он называл их чудесными поэмами, которые заключают бесценный запас здравого смысла, тонкого юмора и житейской мудрости. В подражание сказкам Александр Сергеевич создавал мир, полный чудес: это и остров с морскими витязями, волшебной белкой и царевной-лебедью («Сказка о царе Салтане»), и русалка, Кащей и учёный кот из знаменитого лукоморья («Руслан и Людмила»), и золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Иногда поэт смешивал волшебно-фольклорные и былинные элементы. Яркий пример – поэма «Руслан и Людмила», сюжет которой выдержан в сказочных традициях: похищение красавицы колдуном, приключения героя, который отправился ее спасать, и, наконец, счастливый конец. Однако фон повествования – былинный. Как во многих былинах, действие происходит в Киевской Руси, во время княжения Владимира Красное Солнышко. Главный герой Руслан наделен богатырскими чертами: так, он в одиночку спасает Киев от печенегов.

Александр Сергеевич прибегал к фольклору для характеристики провинциальной жизни русских людей, которые хранили привычки «милой старины». Описывая в романе «Евгений Онегин» деревенскую жизнь Лариных, Пушкин рассказывает, как они пекли блины на масленицу, любили песни, хороводы. А главная героиня Татьяна верила преданиям «простонародной старины».

Пушкин широко использовал элементы устного народного творчества в прозе. В повести «Капитанская дочка» Пугачев буквально разговаривает пословицами и поговорками, что придает его речи особую выразительность. Одна из самых сильных сцен произведения – исполнение бунтовщиками разбойничьей песни «Не шуми, мати зелена дубравушка», которая повергла рассказчика Гринева в поэтический трепет (первые две строчки этой песни автор включил в свой неоконченный роман «Дубровский»). В качестве эпиграфов для глав повести поэт выбирал пословицы, поговорки и народные изречения, которые погружают читателя в мир народного фольклора.