Найти тему

Как жили в Якутии приверженцы одной из самых изуверских сект России

Оглавление

Якутию недаром прозвали "тюрьма без решеток" - многие годы она была местом ссылки политических заключенных, разного рода преступников и неугодных лиц. Особняком среди них выглядит ссылка по религиозным соображениям. В частности речь пойдет о представителях самой изуверской секты России - секте скопцов.

Появление скопеческого учения

В 17 веке произошел раскол русской православной церкви. Это повлекло за собой возникновение различных религиозных учений, таких как хлысты, бегуны, скопцы и других.

Основателем секты скопцов считается Кондратий Селиванов - личность крайне таинственная и овеянная легендами "святости" и мистицизма. Обычно его изображали в виде благообразного старца с повязанным на шее белым платком, обозначавшего "святость" его обладателя. Портреты Селиванова висели в каждом скопеческом доме. Удивительно, но этот человек обратил в свое учение тысячи людей; целые селения Тамбовской губернии, прикрываясь православием, тайно вели скопческую жизнь.

Последователи раннего скопечества были священниками, пономарями, иеромонахами и умело использовали христианскую терминологию наряду с темными языческими обрядами. Так, они считали императора Петра III за второе пришествие Христа.

Это учение по сути своей было "невообразимо-чудовищным басноловием", настолько оно было пропитано вымыслами и небылицами, в которые, впрочем, охотно верили.

Основой его было утверждение, что единственное условие «спасения души», это «борьба с плотью» путем оскопления или кастрации. Общины скопцов назывались кораблями, молитвенные собрания — радениями. Оскоплению подвергались и мужчины "братцы" и женщины "сестрицы". При этом, по правилам, новоиспеченный член секты должен был произносить страшные клятвы и проклятия: плевать на православный крест, проклинать родителей, зачавших его в грехе.

Поразительная способность убеждать и воздействовать на людей, позволяет говорить о ряде техник, которые они применяли для вербовки новых членов, как например: ораторское искусство, гипноз.

Не гнушались и опаиванием настойками ядовитых растений, галлюциногенами. Сосредоточенные в руках скопцов несметные богатства позволяли привлекать в общины все новых последователей. Именно этот факт позволил секте долгое время безнаказанно существовать под носом у государства, не привлекая к себе внимания и разрастаясь по центральной части России.

Сектанты с успехом пользовались страхами и невежеством людей и умело направляли их в свое русло. Исторический факт: одно лишь солнечное затмение 1887 года дало секте сотни адептов!

-2

Внешний вид и характеристики скопцов

Современники, а также ряд исследователей отмечают, что скопцы обладали набором отвратительных человеческих качеств: лицемерие, коварство, жадность, хитрость, скупость, враждебность по отношению к другим людям, даже к детям и близким родственникам. Кажется, что все человеческие пороки отражены на этих лицах.

Лица скопцов
Лица скопцов
Скопцы Олекминского округа
Скопцы Олекминского округа

Внешний вид скопца определяли те гормональные изменения, которые претерпевал их организм после кастрации, а также возраст, когда это произошло. Оскопленные в юношестве даже в пожилом возрасте не имели растительности на одутловатом желтом лице. В целом это были подчас грузные, но франтовато одетые люди с безжизненным взглядом и страдальческим выражением лица. Странность их облика подчеркивалась высокими "детскими" голосами.

Современниками отмечено, что они были отличные ремесленники, строители, хозяйственники. Однако их деятельность зачастую имела отнюдь не благие цели: накопление собственного благосостояния любой ценой, а отсутствие потомков позволяло сохранять заработанное внутри общины и только для нужд общины.

Скопцы в Олёкминском округе Якутии

Ко второй половине XIX века в Российской империи скопцов насчитывалось уже около 6 тысяч, по другим данным - 300 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири.

При этом принадлежность к секте скопцов каралась ссылкой в Сибирь, а позже в Якутскую область. Таким образом, в 1866 году в области проживало уже 747 скопцов. В течение последующих лет прибавлялось в среднем по 9 человек в год.

В Олёкминский округ первая партия скопцов прибыла в 1861 г. По закону сектантов нельзя было селить ближе пятнадцати верст от православных селений, однако в Олёкминске они образовали целое Спасское селение почти в черте города.

Такие привилегии были связаны с дачей большой взятки местному исправнику, а также теми соображениями, что скопцы будут помогать остро нуждающемуся местному населению развивать сельское хозяйство, которое находилось в зачаточном состоянии. Таким образом в 1896 г. в Спасском селении проживало 249 человек, а всего в Олёкминском округе насчитывалось 373 скопца.

В какой то степени скопчество способствовало развитию сельского хозяйства, торговых отношений, однако для рядового якута или крестьянина того времени оно приносило и немало вреда. Часто скопцам за взятки отдавали уже раскорчеванные тяжелым трудом земли коренных жителей в добровольно-принудительном порядке.

Кроме того, они бессовестно пользовались простоватостью и недальновидностью местных и нещадно на них наживались. Неизменно держали высокие цены на хлеб, перекупали и перепродавали его в свою пользу даже во время голодных неурожайных годов.

"В скопце нет желания помочь ближнему и облегчить его положение. Он ненавидит и презирает вне его стоящий мир, который отплачивает ему той же монетой. В постигшие Якутский и Олёкминский округа неурожайные 1884-1888 годы, когда крестьяне голодали и мерли, когда разразились в придачу падежи скота и оспа, - скопцы остались совершенно бесчувственными, они скупали хлеб и попридерживали его". Журнал Св. Вестник,1889 г.

Это социальное неравенство подчеркивалось и самим поселением: скопеческие дома выгодно выделялись на фоне якутских юрт и убогих построек местных жителей, даже знати. Это были мощные строения из толстых бревен, местами даже двухэтажные, с палисадниками, верандами и узорчатыми ставнями на окнах. Некоторые из них, спустя полтора века, сохранились до сих пор.

Улица скопеческого селения
Улица скопеческого селения

Казалось бы, само их вероучение не оставляло места для мирских удовольствий и бытовых удобств, но в реальной жизни выходило иначе. Спасское селение было самым обустроенным в округе. Внутри дома были часто обставлены мягкой мебелью и всякими украшениями интерьера, картинами с изображениями сектантских святых. На окнах были стекла, что в ту пору было предметом роскоши, так как в основном в якутских жилищах для этого использовалась слюда и натянутые бычьи пузыри.

Спасское селение, конец 19 века
Спасское селение, конец 19 века

Скопцам не чужда была страсть к различного рода вкусностям, сладостям, выпечке. Мяса они не ели.

Обычно в доме проживали по 2-3 главных братца и несколько братцев рангом поменьше, которые были заместо прислуги: они стряпали, подавали на стол, выполняли различные работы по дому. В отдельных комнатах жили сестрицы, которые тоже занимались хозяйством. Личная жизнь селения тщательно охранялась.

Обстановка скопеческого дома
Обстановка скопеческого дома

В Олёкминском округе скопцы активно занялись сельским хозяйством. Для работ в основном нанимали наемных работников из числа местных жителей или менее зажиточных собратьев. Владели землей зажиточные скопцы.

Впервые на Севере они начали выращивать зерновые - ячмень, рожь, пшеницу; овощные - капусту, огурцы, картофель; бахчевые - тыквы, арбузы. Были выведены специальные орта пшеницы, которые неизменно давали высокий урожай в Якутии. К сожалению, сейчас эти сорта безвозвратно утрачены и пшеница в Якутии практически не выращивается.

Поля зерновых в Олёкминском округе
Поля зерновых в Олёкминском округе

Продукцию сбывали местному населению или на золотые прииски. Ежегодно проходили ярмарки. В Спасском селении было двенадцать мельниц, два кирпичных завода, мастерская по изготовлению колес и бочек, кожевенное производство. Всего же у скопцов села Спасского имелось в наличии (согласно переписи 1882 года) 50 амбаров, 40 бань, две кузницы и одна столярная мастерская.

Скопеческие мастера слыли лучшими плотниками в округе. Поразительный факт: сектанты участвовали даже в строительстве православных объектов: Спасского Собора, Иоанно-Предтеченской церкви и других культовых сооружений округа.

Среди скопцов-мастеровых наряду с плотниками были искусные резчики по дереву. Они вырезали из дерева различные предметы для дома, в том числе делали резную мебель.

Многие скопцы Спасского селения были грамотными, выписывали газеты, в том числе иллюстрированные издания; живо интересовались политикой и новостями центральной части России. Под руководством скопца Ересько Ерофея Петровича было открыто фотоателье, которое выпускало открытки, оказывало населению фотографические услуги.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Интересно право наследования этих людей. После смерти имущество скопца и накопленные богатства, как правило, поступали в казну общины. Чтобы этого не допустить, старики брали к себе молодых братцев в наследники. Молодой братец должен был ухаживать за дряхлеющим сородичем и по его смерти получить все его наследство.

Однако и тут было не все гладко. Либо старики нещадно пользовались услугами таких "сиделок", а потом прогоняли, когда человек много лет проработал на него и считал имущество наполовину своим, либо молодые решали раньше сроку свести своего подопечного со свету. Про одного богача говорили, что он эксплуатировал таким образом пять человек!

С приходом советской власти земли некоторых богатых скопцов были изъяты и поделены между горожанами. В колхоз они не вступали, жили своим хозяйством.

Старожилы вспоминают такой забавный факт:

Местные жители часто покупали у скопцов куриные яйца. Однако говорить слово "яйца" при покупке было строго запрещено: скопцы, осерчав, могли даже прогнать незадачливого покупателя. А просить нужно было "снёстки".
Видимо старались обходить стороной больную тему)

Скопцы в Олёкминске дожили до 60-х годов двадцатого века. Многие уехали сразу после войны. По слухам, последний скопец в начале 60-х, похоронив братцев, выехал из Олекминска, но был задержан по пути с крупной суммой денег и накопленными общиной драгоценностями.

Так закончилась не только история Спасского селения, но и история самого темного и жестокого сектантского движения Российской империи.

А вы как думаете, больше вреда или пользы было от скопцов?

В статье использованы материалы МБУ "Олекминский краеведческий музей", а также фотографии из открытых источников.

Если понравилось, ставь 👍

А здесь я рассказываю про реальные находки скопческих кладов:

А здесь про добычу орешков и еще много всего:

Мясорубка для шишек или Как добывают самый вкусный орех Сибири
Интересные факты о Якутии24 октября 2022
Тайна Уоттаах Хотой Уйата или "Гнездо Огненного Орла"
Интересные факты о Якутии26 октября 2022