Россияне после начала частичной мобилизации начали экономить на повседневных вещах и отказываться от необязательных трат — например, такси и развлечений, подсчитал Банк России.
Изменение потребительских настроений произошло «на фоне роста неопределённости», говорится в бюллетене Банка России «О чём говорят тренды».
Российские домохозяйства переключились на сберегательную модель ещё в феврале 2022 года. Это произошло на фоне падения реальных располагаемых доходов, ухудшения потребительских настроений и нарастания неопределённости после 24 февраля.
«Частичная мобилизация в условиях низкой безработицы создаёт новые вызовы для производственных процессов и поддержания объёмов выпуска, особенно в сегменте МСП, и негативно сказывается на потребительской и предпринимательской уверенности», — подчёркивают в ЦБ.
При этом основной эффект от санкций ещё впереди — он проявится в конце этого года и в 2023 году, уверены аналитики. Они отмечают и негативный эффект мобилизации.
В середине октября Международный валютный фонд предупредил, что кризис достигнет пика в конце 2022 года и будет держаться на высоком уровне дольше, чем ожидалось.
Читайте также: