При изучении истории Великой Отечественной войны многим историкам и любителям истории приходится сталкиваться с множеством фальсификаций в ту или иную сторону, чаще, конечно же, в критическую. При этом главная часть этих искажений информации не основана не то что на документальных данных, но и на здравом смысле. Один из таких моментов войны, подвергаемый самым чудовищным фальсификациям, касается взятия Киева советскими войсками в ноябре 1943 года.
Итак, три главных тезиса, которые крутятся вокруг этой битвы таковы:
1). Киев было приказано взять к годовщине Октябрьской революции – 7 ноября.
2). В бой отправили сотни тысяч новобранцев с освобожденных территорий.
3). При освобождении Киева погибло 250 тысяч советских солдат.
Ну, все это враньё легко опровергается даже при самом беглом ознакомлении с официальными документами, а домыслы нас не интересуют. Итак.
Миф 1. Ни в одном документе нет указаний не то что на приказ взять Киев непременно к 7 ноября, но и на намеки таких намерений со стороны командования любого уровня. И вообще, сроки освобождения городов или прочих пунктов при наступлении нигде никогда в советских документах не указывались, разве что эти сроки диктовались тактическими соображениями. А кто распустил этот миф о «взять к годовщине» - и так понятно, это те, кому он был выгоден. Кому выгоден – читатель и сам догадается, а кто «не догадается», тому и доказывать что-то бесполезно.
Миф 2. И на самом деле, набор новобранцев в Красную Армию с освобожденных территорий производился, но он был настолько мизерен, что в статистике как-то этих цифр и не видно. Дело в том, что гитлеровцы перед отступлением использовали тактику «выжженной земли», и уж угнать или уничтожить всех мужчин призывного или даже допризывного возраста они наверняка не забыли бы. Уцелели только те, кто успел спрятаться, но спрятаться в условиях «выжженной земли» было не то что непросто, но и невозможно. А все рассказы в подтверждение этого мифа надо считать враками, так как они также не подтверждаются официальными документами.
Миф 3. Всеми новоявленными «историками» потери Красной Армии в 250 тысяч при взятии Киева демонстрируются очень широко, но бессистемно. Кое-кто вообще указывает цифры в 500 тысяч, а то и в 1 миллион. Но в операции непосредственно по освобождению Киева участвовало немногим больше 600 тысяч человек, так что потери даже в 250 тысяч выглядят крайне нереальными. Скорее всего, такие потери образовались в результате общей операции «Битвы за Днепр», которая разворачивалась на огромном фронте – от Белоруссии на севере и до Черного моряна юге. Сюда же следует занести и потери под Винницей, где гитлеровцам удалось нанести наступающим войскам поражение, но это уже непосредственно к «Киевской операции» отношения не имеет.
В заключение следует добавить, что всякими критиками Красной Армии указываются якобы огромные потери при овладении Лютежским и Букринским плацдармами. Однако операции на этих плацдармах хоть и разворачивались непосредственно в рамках операции «Битвы за Киев», но они проводились в десятках километрах от самого Киева – в 30 и 80 км севернее и южнее соответственно. К тому же следует учитывать, что сам Киев гитлеровцы оставили практически без боя, что помогло избежать более крупных потерь, нежели те, которые были понесены на этих плацдармах.
И еще: невзирая на потери, которые были понесены при взятии Киева в общем, в тех условиях их избежать не было никакой возможности. Но если бы Киев не взяли в ноябре 1943, а отложили это дело до 1944 года, то потери при его штурме были бы в разы больше, так как немцы успели бы создать по Днепру очень прочную оборону, и вопрос форсирования Днепра Красной Армией вообще можно было бы поставить под сомнение.
А всем критикам можно посоветовать ознакомиться со статистикой потерь англо-американских войск при проведении подобного рода операций в Европе и на Тихом океане в 1941-1945 гг. Там картина выглядит гораздо хуже, если сравнивать действия войск союзников при десантировании с итогами операции по освобождению Киева Красной Армией в 1943 году.