Какие ассоциации у вас возникают при слове «кокошник»? Что-то исконно русское, не так ли? У меня тоже. А еще это очень красивая форма диадемы, которая долгое время пользовалась огромной популярностью среди европейской знати.
Слово «кокошник» действительно произошло от русского «кокош», которое означало петушиный гребень, а также головной убор, повторяющий его форму и предназначенный для традиционных народных танцев. Конечно, никто не изготавливал его из драгоценных металлов. В ход шли разные ткани, из которых делался щиток с лентами по бокам. Такие кокошники носили в XVI-XVII веках, а затем они перекочевали в дома знати и ко дворцу. В 1800-е годы в Европе буквально с ума сходили по «тиарам по-русски». Затем мода постепенно поугасла, но еще долгое время цвела буйным цветом в Англии.
До наших дней дошло немало разнообразных очень красивых тиар-кокошников, а сколько их было всего — не счесть! По велению моды украшения переделывали, придавая им более современные формы. Хотя я считаю, что кокошники и сейчас выглядят замечательно, главное правильно подобрать образ.
Предлагаю вам оценить очень красивую тиару великой княжны Елены Владимировны, единственной дочери великого князя Владимира Александровича. Князь был очень богат, считается, что в этом плане он значительно обошел всех остальных Романовых. Поэтому неудивительно, что молодая княжна в день своего бракосочетания с греческим принцем Николаем получила немало драгоценных подарков. В том числе и роскошную бриллиантовую тиару — нашу сегодняшнюю героиню — а также впечатляющую брошь в виде банта, которую мы видим на Елене Владимировне на фото выше справа.
Следуя традиции, великая княжна преподнесла эту же диадему-кокошник своей старшей дочери Ольге в честь ее бракосочетания.
Изображение справа — это принцесса Ольга в 1962 году и последнее известное изображение тиары. Что произошло с украшением дальше и где оно находится сегодня — неизвестно.
Долгое время считалось, что тиару-кокошник изготовила ювелирная фирма Cartier по заказу великого князя Владимира Александровича специально для свадьбы его дочери Елены. Однако недавно, буквально в 2020 году, принц Дмитрий Югославский, который является внуком принцессы Ольги и, соответственно, правнуком великой княжны Елены, обнаружил интересную вещь.
Он издал книгу, посвященную драгоценностям, которые окружали его всю жизнь. Для ее обложки было использовано фото принцессы Ольги в тиаре-кокошнике. Во время одного из своих визитов в Париж принц заглянул в Cartier и поинтересовался там этим украшением. Каково же было его удивление, когда оказалось, что в ювелирном доме тиару никогда не изготавливали!
Подняв архивные записи Cartier, удалось установить, что принцесса Ольга отдавала им диадему-кокошник на починку, а настоящий ее изготовитель — Chaumet!
Как было бы замечательно, если бы еще и местонахождение украшения удалось обнаружить!