Продолжаю публиковать рабочие листы для 8 класса. Этот материал рассчитан на 2-3 занятия (в зависимости от уровня подготовки учеников). Он содержит основную теорию по теме и несколько разнообразных упражнений, в том числе и задание для работы с текстом.
Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните задания.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.
- Расставьте пропущенные знаки препинания.
- На основе информации из текста заполните таблицу.
- Подчеркните грамматические основы. Определите виды сказуемых. У каких сказуемых вы не сумели определить вид? Почему?
Сч…талось, что самолёт менее надёжен: отказ двигателя обычно пр…водил к к…т…строфе а дирижабль спокойно мог пр…землиться. По грузопод…ёмности и дальности полётов новые летательные а(п/пп)араты так(же) уступали своим бе…крылым к…нкурентам.
Изм…нить обществе(н/нн)ое мнение удалось после по…вления многом…торных машин. Первый двухм…торный самолёт поднялся в воздух в 1910 году. Спр…ектировал его русский инж…нер Б.Г.Луцкой работавший в фирме «Даймлер» в Германии. А в 1913 году произошло событие которое открыло новую эпоху в истории авиац…и: по…вился четырёхм…торный самолёт авиак…нструктора из России И.А.Сикорского.
«Русский витязь» был построен на Русско-Балтийском ваго(н/нн)ом заводе и пор…зил совреме(н/нн)иков не только своими размерами (дли(н/нн)а сост…вляла 20 м, а размах крыла – 27 м), но и грузопод…ёмностью: самолёт (в)течени… почти двух часов летал над Петербургом с сем…ю па(с/сс)ажирами на борту, не сч…тая лёт…ика.
Изучение нового материала
Теория
Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?
У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:
· лексическое - что говорится о подлежащем (смысл)
· грамматическое - форма наклонения, времени, числа, лица, рода
Составное именное сказуемое отвечает на вопросы: какой?, каков?, кто такой?, что такое?
Оно состоит из двух частей: глагола-связки и именной части. В глаголе-связке содержится грамматическое значение и иногда часть лексического, а в именной части – основное лексическое значение.
Глагол-связка — грамматическое значение: наклонение, время, число, лицо, род
Может быть выражен:
- глаголом быть (есть)
Мой отец был директором. Я буду лётчиком. Счастье есть удовольствие без раскаяния.
- глаголами: явиться, являться, бывать, казаться, оказаться, представляться, стать, становиться, делаться, сделаться, остаться, оставаться, считаться
Человек оказался предателем. Иногда отец бывал сердитым. Он все эти годы оставался моим другом.
- глаголами движения, состояния, деятельности: идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.
Спортсмены вернулись победителями. Друзья ходили довольные.
- в настоящем времени — нулевой
Погода сегодня пасмурная. Мой брат – студент. Москва – столица России.
Именная часть — лексическое значение: смысл.
Может быть выражена:
- существительным
Мой отец был директором.
- полным или кратким прилагательным
Погода стоит солнечная. Дни стали холодны.
- местоимением
Эта ручка моя.
- числительным
Моё выступление первое
- полным или кратким причастием
Трава была нескошенная. Пол хорошо вымыт.
- словом категории состояния
На улице тепло.
- наречием
Всё должно быть по-твоему.
- словосочетанием
Наши соседи оказались пожилыми людьми.
Умейте различать ПГС и глагол-связку в СИС
Закрепление
Упражнение 1
Найдите в предложениях составные именные сказуемые. Выпишите их в таблицу. Глаголы-связки записывайте в первый столбик, именные части – во второй. Определите, чем выражены именные части сказуемых.
- Берг уже около месяца был женихом.
- Эта комиссия была создана после Сашкиной статьи.
- Цветущие сады насквозь пропитаны запахом сирени.
- Морозко был шахтёр во втором поколении.
- Переход весны в лето почти незаметен.
- Мозг человека — колоссальная надстройка, погруженная в природу миллиардами щупалец.
- Осень — бедствие боровой птице, особенно глухарю.
- Один голос может оказаться решающим.
- Много сложено народом примет о весне.
- Ночь становится все таинственнее.
- Каждая серёжка осины длиной с палец.
- На лесных тропах возможна встреча с лосятами.
Упражнение 2
Перестройте предложения так, чтобы в составном именном сказуемом был нулевой глагол-связка. (Подсказка: нулевой глагол-связка бывает в настоящем времени).
- Яблони были густо облеплены белыми цветами.
- Ночь была душистая и тёплая.
- Балтика зимой была пустынна и угрюма.
- День будет солнечный.
- Земля стала праздничной.
- Наш двор был уютный и тихий.
Упражнение 3
Распределите сочетания слов по колонкам таблицы в зависимости от того, в состав какого сказуемого входят глаголы.
Будешь гостем, был в больнице, будете соревноваться, будут запасными, буду в городе, ходит радостный, ходим в школу, ходили в гости, ходит героем, бывал в лесу, бывал добрым, всякое бывало, остался глупым, остался дома, остался лгуном, остался далеко, считался с друзьями, считался умным, считаю деньги, считаешь образцом, сделался невидимым, сделал домашнее задание, сидел на стуле, сидел бледный, сидел молча, сидела обиженная, лежу у стенки, лежит раненый, вернёмся уставшие, вернется из командировки.
Простое глагольное сказуемое / Составное именное сказуемое
Упражнение 4
Найдите сказуемые и определите их виды.
1) Мой друг был победителем олимпиады по математике.
Мой друг был в Калининграде.
2) Завтра у нас будет контрольная.
Моя сестра будет учиться в МГУ.
Моя собака будет дрессированной.
3) За поворотом дороги показался старый дом.
Висящее в углу пальто в сумерках показалось человеком.
4) После отлёта стаи на берегу остался журавль с поломанным крылом.
Он остался одиноким.
5) Сначала Мишка с большой осторожностью становился на ходули.
Но со временем он становился увереннее.
6) В южном городе каждую весну бывает карнавал.
Этот праздник бывает очень красочным.
7) Шалаш служил убежищем от дождя.
Старший брат служил во флоте.
Упражнение 5
Найдите сказуемые. Определите типы сказуемых.
- Последняя дверь была закрыта.
- Ребята пришли к ужину весёлые.
- Целый час она лежала неподвижная.
- Муж и жена — люди самые почтенные.
- Мать являлась для неё примером.
- В младших классах я был очень маленького роста.
- Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
- Это воспоминание было некстати.
- А матрос шагал израненный, усталый.
- Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь.
- В начале августа жара стояла нестерпимая.
- Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу.
- Видно, родился я такой.
- В семье родилась дочка.
- Вся эта история оказалась вздором.
- В одно мгновение сани оказались над обрывом.
- Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый.
- Ночью шёл мелкий дождик.
Упражнение 6
Подчеркните грамматические основы. Определите виды сказуемых.
- В солнечные октябрьские дни мы часто становимся свидетелями осеннего полёта паутины. Эти летящие нити являются средством передвижения по воздуху для мелких паучков.
- Принцесса сделалась королевой, чем она была очень довольна.
- Снежная королева уже не казалась Каю ледяной, теперь она представлялась ему совершенством.
- Во времена Петра Iсамолётом назывался паро́м, который ходил поперёк реки по тросу. В прошлом веке слово «самолёт» стало названием ткацкого челнока, а с конца прошлого столетия оно является наименованием летательного аппарата.
Упражнение 7
Выпишите из предложений сказуемые, распределив их по группам в зависимости от вида: ПГС, СГС, СИС
Алмаз — король самоцветов; он самый твердый и блестящий. В минералогии есть понятие «алмазный блеск». Кристалл алмаза, искусственно огранённый ювелиром, называется бриллиантом.
История алмазов началась, по-видимому, с V в. до н. э. Именно тогда была создана бронзовая греческая статуэтка, у которой в глазницах находились алмазы. В XV в. стали делать огранку алмазов, и в ювелирном деле появились первые бриллианты. Алмаз очень широко используется в ювелирных украшениях. Его вставляли в царские короны, табакерки и ордена, нашивали на костюмы и шляпы. Шляпу графа Потемкина носил за хозяином его слуга, поскольку вес её из-за обилия алмазов и других камней превышал 15 кг.
Мелкие и непрозрачные (технические) алмазы стали применять в буровых коронках при бурении скважин. Кристаллы этого типа устанавливают в алмазные пилы и резцы, превращают в алмазный порошок, которым полируют твёрдые поверхности камней и металлов. Основным поставщиком алмазов служат «трубки взрыва», заполненные глубинными породами — кимберлитами. При их возникновении породу пронизывали горячие газы, менялись давление и температура. Все это свидетельствует о том, что алмазы также принадлежат к минералам глубинных недр Земли. В России алмазы добывают в Якутии и на Урале.
Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.