Найти тему

Рабочий лист по теме "Составное именное сказуемое"

Оглавление

Продолжаю публиковать рабочие листы для 8 класса. Этот материал рассчитан на 2-3 занятия (в зависимости от уровня подготовки учеников). Он содержит основную теорию по теме и несколько разнообразных упражнений, в том числе и задание для работы с текстом.

Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.
  2. Расставьте пропущенные знаки препинания.
  3. На основе информации из текста заполните таблицу.
  4. Подчеркните грамматические основы. Определите виды сказуемых. У каких сказуемых вы не сумели определить вид? Почему?

Сч…талось, что самолёт менее надёжен: отказ двигателя обычно пр…водил к к…т…строфе а дирижабль спокойно мог пр…землиться. По грузопод…ёмности и дальности полётов новые летательные а(п/пп)араты так(же) уступали своим бе…крылым к…нкурентам.

Изм…нить обществе(н/нн)ое мнение удалось после по…вления многом…торных машин. Первый двухм…торный самолёт поднялся в воздух в 1910 году. Спр…ектировал его русский инж…нер Б.Г.Луцкой работавший в фирме «Даймлер» в Германии. А в 1913 году произошло событие которое открыло новую эпоху в истории авиац…и: по…вился четырёхм…торный самолёт авиак…нструктора из России И.А.Сикорского.

«Русский витязь» был построен на Русско-Балтийском ваго(н/нн)ом заводе и пор…зил совреме(н/нн)иков не только своими размерами (дли(н/нн)а сост…вляла 20 м, а размах крыла – 27 м), но и грузопод…ёмностью: самолёт (в)течени… почти двух часов летал над Петербургом с сем…ю па(с/сс)ажирами на борту, не сч…тая лёт…ика.

-2

Изучение нового материала

Теория

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:

· лексическое - что говорится о подлежащем (смысл)

· грамматическое - форма наклонения, времени, числа, лица, рода

Составное именное сказуемое отвечает на вопросы: какой?, каков?, кто такой?, что такое?

Оно состоит из двух частей: глагола-связки и именной части. В глаголе-связке содержится грамматическое значение и иногда часть лексического, а в именной части – основное лексическое значение.

Глагол-связка — грамматическое значение: наклонение, время, число, лицо, род

Может быть выражен:

  • глаголом быть (есть)

Мой отец был директором. Я буду лётчиком. Счастье есть удовольствие без раскаяния.

  • глаголами: явиться, являться, бывать, казаться, оказаться, представляться, стать, становиться, делаться, сделаться, остаться, оставаться, считаться

Человек оказался предателем. Иногда отец бывал сердитым. Он все эти годы оставался моим другом.

  • глаголами движения, состояния, деятельности: идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.

Спортсмены вернулись победителями. Друзья ходили довольные.

  • в настоящем времени — нулевой

Погода сегодня пасмурная. Мой брат – студент. Москва – столица России.

Именная часть — лексическое значение: смысл.

Может быть выражена:

  • существительным

Мой отец был директором.

  • полным или кратким прилагательным

Погода стоит солнечная. Дни стали холодны.

  • местоимением

Эта ручка моя.

  • числительным

Моё выступление первое

  • полным или кратким причастием

Трава была нескошенная. Пол хорошо вымыт.

  • словом категории состояния

На улице тепло.

  • наречием

Всё должно быть по-твоему.

  • словосочетанием

Наши соседи оказались пожилыми людьми.

Умейте различать ПГС и глагол-связку в СИС

Закрепление

Упражнение 1

Найдите в предложениях составные именные сказуемые. Выпишите их в таблицу. Глаголы-связки записывайте в первый столбик, именные части – во второй. Определите, чем выражены именные части сказуемых.

  1. Берг уже около месяца был женихом.
  2. Эта комиссия была создана после Сашкиной статьи.
  3. Цветущие сады насквозь пропитаны запахом сирени.
  4. Морозко был шахтёр во втором поколении.
  5. Переход весны в лето почти незаметен.
  6. Мозг человека — колоссальная надстройка, погруженная в природу миллиардами щупалец.
  7. Осень — бедствие боровой птице, особенно глухарю.
  8. Один голос может оказаться решающим.
  9. Много сложено народом примет о весне.
  10. Ночь становится все таинственнее.
  11. Каждая серёжка осины длиной с палец.
  12. На лесных тропах возможна встреча с лосятами.

Упражнение 2

Перестройте предложения так, чтобы в составном именном сказуемом был нулевой глагол-связка. (Подсказка: нулевой глагол-связка бывает в настоящем времени).

  1. Яблони были густо облеплены белыми цветами.
  2. Ночь была душистая и тёплая.
  3. Балтика зимой была пустынна и угрюма.
  4. День будет солнечный.
  5. Земля стала праздничной.
  6. Наш двор был уютный и тихий.

Упражнение 3

Распределите сочетания слов по колонкам таблицы в зависимости от того, в состав какого сказуемого входят глаголы.

Будешь гостем, был в больнице, будете соревноваться, будут запасными, буду в городе, ходит радостный, ходим в школу, ходили в гости, ходит героем, бывал в лесу, бывал добрым, всякое бывало, остался глупым, остался дома, остался лгуном, остался далеко, считался с друзьями, считался умным, считаю деньги, считаешь образцом, сделался невидимым, сделал домашнее задание, сидел на стуле, сидел бледный, сидел молча, сидела обиженная, лежу у стенки, лежит раненый, вернёмся уставшие, вернется из командировки.

Простое глагольное сказуемое / Составное именное сказуемое

Упражнение 4

Найдите сказуемые и определите их виды.

1) Мой друг был победителем олимпиады по математике.

Мой друг был в Калининграде.

2) Завтра у нас будет контрольная.

Моя сестра будет учиться в МГУ.

Моя собака будет дрессированной.

3) За поворотом дороги показался старый дом.

Висящее в углу пальто в сумерках показалось человеком.

4) После отлёта стаи на берегу остался журавль с поломанным крылом.

Он остался одиноким.

5) Сначала Мишка с большой осторожностью становился на ходули.

Но со временем он становился увереннее.

6) В южном городе каждую весну бывает карнавал.

Этот праздник бывает очень красочным.

7) Шалаш служил убежищем от дождя.

Старший брат служил во флоте.

Упражнение 5

Найдите сказуемые. Определите типы сказуемых.

  1. Последняя дверь была закрыта.
  2. Ребята пришли к ужину весёлые.
  3. Целый час она лежала неподвижная.
  4. Муж и жена — люди самые почтенные.
  5. Мать являлась для неё примером.
  6. В младших классах я был очень маленького роста.
  7. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
  8. Это воспоминание было некстати.
  9. А матрос шагал израненный, усталый.
  10. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь.
  11. В начале августа жара стояла нестерпимая.
  12. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу.
  13. Видно, родился я такой.
  14. В семье родилась дочка.
  15. Вся эта история оказалась вздором.
  16. В одно мгновение сани оказались над обрывом.
  17. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый.
  18. Ночью шёл мелкий дождик.

Упражнение 6

Подчеркните грамматические основы. Определите виды сказуемых.

  1. В солнечные октябрьские дни мы часто становимся свидетелями осеннего полёта паутины. Эти летящие нити являются средством передвижения по воздуху для мелких паучков.
  2. Принцесса сделалась королевой, чем она была очень довольна.
  3. Снежная королева уже не казалась Каю ледяной, теперь она представлялась ему совершенством.
  4. Во времена Петра Iсамолётом назывался паро́м, который ходил поперёк реки по тросу. В прошлом веке слово «самолёт» стало названием ткацкого челнока, а с конца прошлого столетия оно является наименованием летательного аппарата.

Упражнение 7

Выпишите из предложений сказуемые, распределив их по группам в зависимости от вида: ПГС, СГС, СИС

Алмаз — король самоцветов; он самый твердый и блестящий. В минералогии есть понятие «алмазный блеск». Кристалл алмаза, искусственно огранённый ювелиром, называется бриллиантом.

История алмазов началась, по-видимому, с V в. до н. э. Именно тогда была создана бронзовая греческая статуэтка, у которой в глазницах находились алмазы. В XV в. стали делать огранку алмазов, и в ювелирном деле появились первые бриллианты. Алмаз очень широко используется в ювелирных украшениях. Его вставляли в царские короны, табакерки и ордена, нашивали на костюмы и шляпы. Шляпу графа Потемкина носил за хозяином его слуга, поскольку вес её из-за обилия алмазов и других камней превышал 15 кг.

Мелкие и непрозрачные (технические) алмазы стали применять в буровых коронках при бурении скважин. Кристаллы этого типа устанавливают в алмазные пилы и резцы, превращают в алмазный порошок, которым полируют твёрдые поверхности камней и металлов. Основным поставщиком алмазов служат «трубки взрыва», заполненные глубинными породами — кимберлитами. При их возникновении породу пронизывали горячие газы, менялись давление и температура. Все это свидетельствует о том, что алмазы также принадлежат к минералам глубинных недр Земли. В России алмазы добывают в Якутии и на Урале.

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.