После тяжелого ранения летом 1941 года Филипп Яковлевич Рубахо целый год провел в госпитале. Из госпиталя его направили на службу на Туапсинскую военно-морскую базу в качестве музыканта. Но Филипп Яковлевич не был намерен отсиживаться в тылу. В марте 1943 года он подал прошение и был назначен командиром снайперского отряда особого назначения морской пехоты Новороссийской военно-морской базы.
Очень скоро Рубахо получил свой первый орден Красной Звезды. Пробравшись ночью в неприступный вражеский дот он подорвал его вместе с гарнизоном. Кроме того снайперская команда Рубахо метко разила неприятеля снайперским огнем. К осени 1943 года на счету старшины 1-й статьи Филиппа Рубахо было около 276 солдат и офицеров противника.
Подразделение Рубахо, как одно из наиболее боеспособных было включено в состав штурмовой группы 393-го отдельного батальона морской пехоты под командованием лейтенанта Ботылева. Группа должна была захватить Новороссийский порт с моря. Ночью 10 сентября 1943 года морские пехотинцы пошли на штурм.
Метким огнем на причале Рубахо уничтожил два пулеметных расчета. А затем его бойцы пошли против немцев врукопашную. Штыком и гранатами они пробили себе путь к зданию "Клуба моряков". Внутри бойцы вновь сошлись с немцами в рукопашном бою. Рубахо сразил троих немцев, но и сам был ранен. Тем не менее старшина продолжил выполнение боевой задачи.
Из соседнего здания по клубу начал бить пулемет. Кроме того немцы сразу же предприняли попытку контратаковать советских воинов:
Немецкие морские пехотинцы вновь предприняли попытку овладеть клубом. Они вызвали танки, подтянули для стрельбы прямой наводкой артиллерию. Однако и на этот раз черноморцы не впустили в здание ни одного вражеского солдата. Нас, как могли, поддерживали огнём артиллеристы Салуянова и Матюшенко. Иногда вражеские ряды рассеивали лётчики - штурмовики. И всё же держаться было трудно. (Старшинов Николай Васильевич. "Зарево над волнами")
Немецкая артиллерия в перерывах между атаками била по позициям советских морпехов. Рубахо вычислил на крыше соседнего здания двух корректировщиков и метким огнем сразил обоих. Артиллерийский огонь после этого не прекратился, но стал куда менее точным.
Сам Филипп Яковлевич несколько раз совершал вылазки из клуба. В одной из таких вылазок он заставил замолчать вражеский миномет, что бил по засевшим в клубе советским воинам. Но немцы продолжали атаковать. Рубахо не расставался со своей снайперской винтовкой:
У развороченного снарядом окна второго этажа парторг роты Борис Беньковский, вооружившись биноклем, корректировал стрельбу снайпера, помогал ему в выборе целей. Особенно ловко бил Филипп Рубахо по маскирующимся вражеским снайперам. Стрелял он одинаково хорошо и днём и ночью. Для того, чтобы прицелиться и уложить наповал гитлеровца, Филиппу хватало отблеска отдаленного разрыва. (Старшинов Николай Васильевич. "Зарево над волнами")
Вражеская артиллерия продолжала работать по зданию. Один из снарядов вновь ранил старшину в ноги. Но тот все равно остался на боевом посту:
Но воин не ушёл с боевого поста. Специально выделенные 2 краснофлотца переносили снайпера на плащ-палатке от окна к окну, и он продолжал уничтожать врагов. Уже будучи раненым, он истребил 27 вражеских солдат и офицеров. (Старшинов Николай Васильевич. "Зарево над волнами")
Лишь третье ранение выбило его из строя. Тяжелый вражеский снаряд попал прямо в здание клуба. Посыпалась штукатурка и часть перегородки. Обломки обрушилась на нашего снайпера. При этом герой так и не выпустил свою винтовку из рук:
Когда пыль немного улеглась, Борис Беньковский увидел лежавшего на полу Филиппа Рубахо. Он крепко сжимал в руках свою знаменитую винтовку. Филипп пришёл в сознание не сразу. Когда открыл глаза, тихо проговорил: "Кажется, временно отстрелялся". (Старшинов Николай Васильевич. "Зарево над волнами")
Филиппа Яковлевича эвакуировали из порта. За эти 6 дней боев он уничтожил еще семьдесят вражеских солдат и довел свой счет до 346 уничтоженных фашистов. Его представили к званию Героя Советского Союза. Ну а снайперскую винтовку временно передали краснофлотцу Ивану Казакову.
К сожалению получить обратно винтовку Филипп Яковлевич так и не смог. Он не дождался и своего награждения. Раны полученные в том бою оказались несовместимы с жизнью. Героя не стало 15 сентября 1943 года.
Ночью 16 сентября войска западной группы 18-й армии ударили по позициям врага с Малой земли. Немецкая оборона была прорвана районе Станички. Советские части ворвались в Новороссийск. В результате боев на улицах города противник понес огромные потери и вынужден был отступить. Уже к 10 часам город был полностью освобожден.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.