Найти в Дзене

Ребенок, которого не было (перинатальная потеря)

Шок, отрицание, растерянность. Еще вчера внутри билось два сердца, а сегодня кое-как трепыхается одно. Еще вчера были планы, мечты и надежды, а сегодня оглушительная тишина и пустота.

Перинатальная потеря связана не только с физической утратой ребенка на любом сроке беременности, во время родов или вскоре после них, но и с символической утратой (своего статуса родителя, статуса себя как «полноценной» женщины, своих надежд и желаний).  Такой вид горевания считается осложненным, потому что нет как такого объекта, по которому можно горевать. Особенно это касается замерших беременностей и выкидышей на ранних сроках. Только есть одно «но»: куда деть тот образ ребенка, который уже возник? Куда деть все те чувства, которые уже зародились вместе с ним, но не исчезают вместе с ребенком?

Женщина остается наедине со своими внутренними переживаниями, а также живет прошлым – тем самым, где она была вместе со своим ребенком, может быть еще совсем крохотным, но уже очень любимым. Не всегда такая изоляция – желание самой женщины. Иногда ей хочется разделить с кем-то этот ужас, но окружающие по вполне понятным причинам отдаляются. Да и как помочь? Совершенно ненужным утешительным потоком: «Еще родишь!», «Все будет хорошо!» и «Не думай об этом!». Этими словами женщину пытаются вытащить из проживания потери и протащить ее насильно в будущее. Да она и сама рада бы перескочить и быстрее вернуться в это волшебное прошлое. Перескакивая этот период, женщина рискует.

создано при помощи нейросети Kandinsky
создано при помощи нейросети Kandinsky

Еще хочется понять, что же было сделано не так? Не надо было что-то есть или пить, куда-то ходить. Не надо было рассказывать, не надо было выставлять фото. Любители фразы «Счастье любит тишину» будут разочарованы: смерти все равно на ваши действия или бездействия. Всегда найдется та, которая молчала, лежала, не ела/не пила – делала все не так, как вы, а к финишу почему-то вы обе пришли без детей.

Особенностью перинатальной утраты является то, что она может переживаться несколько раз и связана с будущим человека гораздо больше, чем с прошлым. Это событие лишает человека иллюзии безграничных возможностей, показывая, что существуют надличностные факторы, действующие независимо от желаний человека или даже вопреки им (Е.В. Маркман).

Помимо процесса горевания, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать, а также физического восстановления, женщине предстоит переосмыслить очень многое в своей жизни. Это колоссальная внутренняя работа! И не думать об этом невозможно. Даже если женщина намеренно принижает значимость произошедшего, чтобы хоть как-то жить дальше, потому что кажется, что погрузившись в эту боль, оттуда будет не выбраться.

Минимум два раза в год может быть очень плохо: в день потери и в день предполагаемых родов. Потеря навсегда соединится с Новым годом или осенью, коляска и комодик будут предательски напоминать, что не получилось. А от мамочек и других детей вообще не спрячешься... И так будет до тех пор, пока женщина не пойдет туда, где больно, горюя так, как это необходимо именно ей: я привожу пример с поеданием кактуса (больно, но нужно прожевать, проглотить и переварить – шрамы останутся навсегда, но боль утихнет).

Есть ли жизнь после потери? Да, конечно. Если она была до, и потеря рассматривается как часть пути. Иначе боль от потери будет медленно, но верно отравлять всю жизнь, проникая в каждую ее сферу. Задача любого горевания (и для мужчины, и для женщины) – научиться жить без объекта потери, но сохранять с ним связь, найдя в своей психической жизни место для него. Как перинатальный психолог я сопровождаю женщин на этом пути. Это сложная работа, но это та малость, которую вы можете сделать и для себя, и для того, кто даже не родился, но очень бы хотел.

© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования