Найти тему

На ком женятся романтики

Все любители кинематографа, и не они одни, знают, что джентльмены предпочитают блондинок, но женятся на брюнетках. Но это чопорные джентльмены, а на ком женились истинные романтики - художники-прерафаэлиты?

Весна. Яблони в цвету. Джон Эверетт Милле.
Весна. Яблони в цвету. Джон Эверетт Милле.

Ядро братства прерафаэлитов первой волны составляли художники: Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле и Уильям Холман Хант.

Лидером группы был харизматичный самоучка - Данте Габриэль Россетти. Он был женат на Элизабет Сиддал - натурщице и одной из главных муз братства прерафаэлитов. Ее необычная внешность вдохновляла многих. Однако, долгие годы Россетти запрещал ей сотрудничать с другими художниками, а потом здоровье не позволяло Лиз позировать. Влюбленные поженились после десятилетнего обручения. Но брак этот не был удачным. Спустя два года после бракосочетания Лиз умерла от передозировки опиумной настойкой.

Тем не менее, она осталась в творчестве Россетти и других художников хрупкой и изящной красавицей, которой удалось окольцевать самого отчаянного из отпетых романтиков.

Портрет Элизабет Сиддал. Данте Габриэль Россетти.
Портрет Элизабет Сиддал. Данте Габриэль Россетти.

Наиболее талантливым, да и образованным в братстве прерафаэлитов первой волны считался Джон Эвереретт Милле. В возрасте 26 лет художник женился на Эффи Грей.

Когда молодые люди познакомились Милле был молодым подающим надежды художником, а Эффи женой его покровителя и мецената - Джона Рескина. Рескин пригласил молодого художника на летние этюды в свое поместье в Шотландии. За время этих "каникул" молодые люди полюбили друг друга и, вернувшись в Лондон, Эфии ушла от мужа и подала на развод. Когда брак Эффи и Рескина был расторгнут, знакомство Милле и красавицы возобновилось, а спустя 4 месяца они поженились.

Эфии и Милле счастливо прожили вместе 41 год, у супругов было 8 детей.

Мир заключен. Джон Эверетт Милле. Для главной героини картины позировала супруга художника.
Мир заключен. Джон Эверетт Милле. Для главной героини картины позировала супруга художника.

Уильяму Холману Ханту, входившему в братство прерафаэлитов, не повезло ни с происхождением, ни с богатыми родителями - он был выходцем из рабочей среды и всего в своем творчестве добивался тщательным и кропотливым трудом.

Свою первую любовь художник заприметил в трактире, куда приходил обедать. Девятнадцатилетняя красавица Энни Миллер работала там официанткой. Художник сразу же влюбился и предложил девушке оставить ее незавидную профессию в обмен на содержание и труд модели для его картин. Холма Хант был так увлечен красавицей, что даже пообещал ей жениться, если во время его поездки на Восток она не будет проводить время в праздном веселье, а займется самообразованием. Однако Энни условий "сделки" не соблюдала и брак не состоялся.

Женщина в желтом. Энни Миллер. Данте Габриэль Россетти.
Женщина в желтом. Энни Миллер. Данте Габриэль Россетти.

Холма Хант тяжело переживал разрыв с невестой и даже подумывал о том, чтобы не жениться вовсе, но, спустя несколько лет после разрыва, другой прерафаэлит - скульптор Томас Вулнер познакомил его с семейством Джорджа Во - придворного фармацевта королевы Виктории. В очень набожном и почтенном семействе было аж восемь дочерей на выданье.

Интересно, что, несмотря на столь богатый выбор обоим прерафаэлитам, и художнику, и скульптору, приглянулась одна и та же девушка - старшая из сестер Фанни. Томас Вулнер сделал ей предложение первым, но был отвергнут - девушка предпочла Холмана Ханта.

Портрет Фанн Во Хант. Уильям Холман Хант.
Портрет Фанн Во Хант. Уильям Холман Хант.

В 1865 году Фанни и Хант поженились, а вскоре Фанни забеременела и родила сына Сирила, но она так и не оправилась после родов и умерла. Брак художника не продлился и года.

Холма Хант был безутешен и долгие годы даже не помышлял о новом браке, но в 1873 году он все же женился вновь. Его супругой стала одна из сестер его первой жены - Эдит Во. Столь близкородственные браки были в Британии запрещены, поэтому супруги венчались в Швейцарии, и на родине их брак был узаконен только много лет спустя.

Томас Вулнер, кстати, после того как Фанни ему отказала, сделал предложение одной из ее сестер и в 1864 году успешно женился на Алисе Во.

День рождения. Портрет Эдит, второй жены художника. Уильям Холман Хант.
День рождения. Портрет Эдит, второй жены художника. Уильям Холман Хант.

В своем первоначальном составе братство прерафаэлитов не просуществовало и пяти лет. Однако, даже когда братство формально распалось, художники продолжали общаться друг с другом, создавать новые картины и привлекать в свои ряды новых адептов. С течением времени в братстве появились новые лидеры и новые имена.

Наиболее значительными представителями прерафаэлитов второй волны считаются Эдвард Коули Берн-Джонс и Уильям Моррис. Художники вместе учились в Оксфорде, вместе пришли в братство, дружили "семьями и домами", разделяли творческие взгляды друг друга и поддерживали друг друга в тяжелые времена.

Госпожа Томас Вулнер, урожденная Алиса Гертруда Вог. Артур Хьюз.
Госпожа Томас Вулнер, урожденная Алиса Гертруда Вог. Артур Хьюз.

Эдвард Коули Берн-Джонс женился в 27 лет на сестре своего школьного друга - Джорджиане Макдональд. Сегодня о сестрах этого семейства знают многие любители викторианской эпохи. Старшая из сестер - Алиса вышла замуж за иллюстратора Джона Локвуда Киплинга и стала матерью Редьярда Киплинга; Агнес, которая была младше Алисы на 6 лет, вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера (тоже разделявшего идеи прерафаэлитов); младшая - Луиза вышла замуж за промышленного магната Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина и бабушкой Оливера Болдуина; а средняя из сестре - Джорджиана стала женой Эдварда Коули Берн-Джонса.

Но все это знаем мы сегодня, а в ту пору, когда Берн-Джонс посватался к Джорджи, семейство священника-методиста Джорджа Брауна Макдональда ничем особо не выделялось, разве что хорошим образованием, которое родители стремились дать всем своим детям и особым теплом семейного очага. Говорят, именно последнее и привлекло Неда Берн-Джонса, когда он посватался к Джорджиане.

Джорджиана Берн-Джонс. Эдвард Коули Берн-Джонс.
Джорджиана Берн-Джонс. Эдвард Коули Берн-Джонс.

Супруги прожили вместе 38 лет и воспитали двоих детей. Брак этот не всегда был безоблачным, но Джорджиана всегда оставалась в нем истинной викторианкой и даже после смерти мужа пестовала его наследие.

Уильям Моррис был лучшим другом и преданным соратником Эдварда Берн-Джонса. Однако, в отличие от Неда, он женился не по зову разума, а по велению сердца. Его супругой стала Джейн Бердан, с которой братство познакомилось, когда взялось за реставрацию библиотеки в Оксфорде.

Джейн была дочерью местного конюха, но так впечатлила художников, что они наперебой принялись звать ее позировать для своих картин, а Уильям Моррис сделал девушке предложение и, после двухгодичного обручения, они поженились. Доходы Уильяма изменили Джейн - она стала настоящей светской красавицей, поговаривали, что Бернард Шоу писал свою знаменитую Элизу Дулиттл именно с Джейн.

Браки Уиляма и Эдварда зеркально похожи. Если Нед выбрал свою супругу разумом и, спустя несколько лет брака, увлекся юной красавицей Марией Замбако, то в браке Уильяма все было наоборот. Это он влюбился в Джейн по уши и любил ее преданно и без оглядки, тогда как она выбирала его скорее умом чем сердцем и, уже будучи в браке, увлеклась другим художником - Данте Габриэлем Россетти. Тем не менее, брак не распался окончательно, после смерти Россетти супруги воссоединились. В общей сложности они прожили в браке 37 лет и воспитали двоих дочерей.

Синее платье.Миссис Уильям Моррис. Данте Габриэль Россетти.
Синее платье.Миссис Уильям Моррис. Данте Габриэль Россетти.

Художников, которые разделяли эстетические взгляды прерафаэлитов, еще очень много, но, в целом, тенденция предпочтений очевидна. Наиболее дерзкие и или впечатлительные из художников женились на натурщицах, позировавших для их картин. Более традиционные представители романтического братства женились, как и прочие викторианцы - на сестрах и близких родственницах своих друзей.

Эта тенденция, кстати, прекрасно иллюстрирует смену веков. В довикторианские времена залогом удачного замужества для девушки был капитал земельный или финансовый, а вот в XIX веке социальный капитал начал составлять материальным благам вполне весомую конкуренцию.

Гименей. Эдвард Коули Берн-Джонс.
Гименей. Эдвард Коули Берн-Джонс.

О многих, упомянутых в статье браках, у нас есть более подробные тексты:

"Лицо ангела и глаза Горгоны" - о браке Элизабет Сиддал и Данте Габриэля Россетти.

"Падший ангел или баловень судьбы" - о Джоне Эверетте Милле.

"От барной стойки до невестки лорда" - об отношениях Холмана Ханта и Энни Миллер

"Между музой и соратницей" - о браке Эдварда Коули Берн-Джонса и Джорджианы Макдональд.

"Обреченная на бессмертие" - о браке Уильяма Морриса и Джейн Бердан.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood