Из рабочего процесса:
Моя пятнадцатилетняя дочь живет по принципу удовольствия. Ни помощь по дому, ни хорошая учеба как будто ее не касаются. Самая большая ценность в ее жизни и удовольствие – отправиться гулять. Договариваемся о времени возвращения – нарушает легко и незатейливо. Договариваемся о том, куда ходить, куда не ходить – вроде бы кивает, но потом делает по-своему. Этих соглашений у нас уже было принято – огромное количество, да все без толку. И ругать ее бессмысленно, как с гуся вода. Как быть, что говорить и делать?
Соглашение - это в сознании подростка вовсе не то, что оговорено однократно и принято железобетонно. Меняются обстоятельства и меняется восприятие подростка о том, что он обещал в соглашении. Другими словами, подросток не будет держаться буквы соглашения из последних сил, если может эти самые силы применить где-то еще. И совсем не будет держаться, если выполнение условий соглашения ему в текущий момент неудобно или не нравится. Тем более соглашения с родителями - они же не сверстники, все равно простят и примут...
Что с этим делать?
Вернуться к невыполняемому соглашению и пересмотреть его. Все равно оно не выполняется, нет смысла на нем настаивать.
1. Скорее всего придется сократить количество пунктов соглашения. В идеале - один пункт за один раз, максимум 2-3. Больше трех пунктов за раз обсуждать не стоит.
2. Пересмотреть имеет смысл каждый пункт предлагаемого с позиции: почему не выполняется, что мешает ребенку его соблюдать. И с позиции, что побуждает меня настаивать на этом пункте: для чего эту договоренность нужно соблюдать.
3. Посмотреть, можно ли какие-то из пунктов вынести на внешний контроль. Например, гулять летом позже 23 часов нельзя - это граница комендантского часа для несовершеннолетнего человека. Можно легко попасть под рейд и оказаться в полиции. Так что на соблюдении этого правила настаиваю не я, это государство заботится о праве своих несовершеннолетних граждан на безопасность.
4. Исследовать внутри себя представления о том, что я буду делать, если она откажется соблюдать минимальные правила, направленные на сохранение ее жизни и здоровья; куда я могу пойти за помощью, в какие инстанции. Могу ли я пойти в КДН, опеку или соцзащиту за помощью? Если нет, то, что меня останавливает? Могу ли поделиться с подростком своими реальными опасениями и по поводу ее поведения, и по поводу своего обращения в инстанции?
5. Начинать подготовку разговора с подростком стоит с малого количества жизненно необходимых пунктов, которые желательно подкрепляются кем-то еще внешним. Плюс многочисленные ответы на свои вопросы: а что если...
Понимаете, иногда до такого разговора не доходит. Достаточно оказывается того, что мама мобилизуется и транслирует ребенку готовность менять свое отношение и поведение, продумав и разложив по полочкам свои реакции. К сожалению, не всегда это работает именно так. Но с чего-то нужно начать. Предлагаю начать со структурирования себя, своих представлений о том, что происходит между Вами и дочерью. Начинаете вы с минимального набора необходимых вещей, без соблюдения которых, невозможно нормальное функционирование. Но это на самом деле должны быть именно такие вещи.
Подросток живет по принципу удовольствия?
16 октября 202216 окт 2022
3899
2 мин
20