Найти в Дзене
Морская коллекция

Борьба за империю. Флот сёгуната Токугава

Оглавление

Ах, не топчи траву!
Там светляки сияли
Вчера ночной порой.
Исса (1768–1827)

Когда рассматривается вопрос модернизации Японии, то отсчет обычно начинают с 1868 года. Но в реальности срочные меры по освоению западных военных технологий и укреплению обороны страны сёгунат начал предпринимать сразу после первого визита коммодора Перри в июле 1853 года. Японцы начали заказывать современные военные корабли в Европе, скупали доступные пароходы, завозили новые пушки, строили современные береговые укрепления, иностранные специалисты не только учили японских солдат обращению с европейским оружием, но и помогали строить арсеналы, сталелитейные и военные заводы, верфи.

В 1868 году столкнулись не старое и новое, не реформаторы и ретрограды, а две группы реформаторов. Одна из них ориентировалась на сёгуна, как фактического правителя страны, и придерживалась стратегии постепенных и ограниченных реформ, примерно аналогичных "политике самоусиления" в Цинском Китае. Основной акцент делался на модернизацию армии и военной промышленности, не затрагивая основы общественных отношений и традиций японцев.

Сёгунат Токугава (Токугава бакуфу) или Эдо бакуфу — феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 г. Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава.

Вторая группа стояла за молодым императором, которому отводились ранее церемониальные и представительские функции. Возле него сформировалось более радикальное крыло реформаторов, сделавшее ставку на кардинальную перестройку японского общества. Это были в основном даймё и самураи из развитых южных княжеств, теснее всего контактировавшие с иностранцами и представлявшие себе цену промедления с реформами.

Договориться группам не удалось, слишком много взаимных претензий и счетов невозможно было обнулить волевым решением. Сам сёгун, Токугава Ёсинобу, надо отдать должное, попытался найти компромисс и добровольно вернул государственную власть Императору, а после первого поражения сдался и сдал замок Эдо. Но противоречия между сторонникамии обеих элитных групп разрешились только в ходе гражданской войны Босин.

Как часто бывает, страна в гражданской войне раскололась пополам. Сёгун имел свою армию и флот, даймё княжеств тоже имели и свои войска и свои военные корабли.

На стороне сёгуната кроме собственно войск и флота самого сёгуна выступил ряд князей более отсталых северных княжеств. Сторонников сёгуната поддерживали французские военные советники, ранее приглашенные Токугава.

За императора воевали в основном южные князья, ядро составляли хорошо вооруженные и обученные войска княжеств Сацума, Тёсю и Тоса.

Первые столкновения между армиями сторон состоялись при Тоба — Фусими 27 - 30 января 1868 года на южных окраинах японской столицы Киото. Победили "южане". Пока императорские войска разбирались с княжеством Айдзу, адмирал флота сёгуна Эномото Такэаки увел большинство кораблей на север, на остров Хоккайдо, где основал республику Эдзо, продержавшуюся до июня 1869 года.

Про большинство японских кораблей этого периода на канале статьи уже есть. Завершим серию обзором флотов противоборствующих сторон, упомянув корабли, которые отдельную статью не заслужили.

Флот Эномото Такэаки покидает гавань Синагавы
Флот Эномото Такэаки покидает гавань Синагавы
Отряды сторонников бывшего бакуфу перебрасываются на Хоккайдо
Отряды сторонников бывшего бакуфу перебрасываются на Хоккайдо

Такеаки Эномото возглавил бывший флот сёгуната, состоящий из восьми кораблей- Kaiyo Maru, Kaiten Maru, Banryu Maru, Chiyodagata, Shinsoku Maru, Mikaho Maru, Kanrin Maru и Chogei Maru, 19 августа 1868. покинувший порт Синагавы.

Слева - обмундирование капитана, офицера и матроса военно-морского флота республики Эдзо. Справа - групповой снимок в гражданской одежде офицеров имперского флота, участников сражения в бухте Аомори. Во втором ряду в белом кимоно стоит молодой лейтенант с фрегата "Касуга" Хейахиро Того, будущий главнокомандующий японским флотом и победитель в битве при Цусиме.
Слева - обмундирование капитана, офицера и матроса военно-морского флота республики Эдзо. Справа - групповой снимок в гражданской одежде офицеров имперского флота, участников сражения в бухте Аомори. Во втором ряду в белом кимоно стоит молодой лейтенант с фрегата "Касуга" Хейахиро Того, будущий главнокомандующий японским флотом и победитель в битве при Цусиме.

Морская битва при Аве. На переднем плане корабль «Касуга» флота Сацумы, на фоне — «Каёмару» флота сёгуната.
Морская битва при Аве. На переднем плане корабль «Касуга» флота Сацумы, на фоне — «Каёмару» флота сёгуната.
Морская битва в бухте Хакодате, май 1869 года. На переднем плане — военные корабли Касуга и Котэцу Японского императорского Флота.
Морская битва в бухте Хакодате, май 1869 года. На переднем плане — военные корабли Касуга и Котэцу Японского императорского Флота.
Идеализированное японское представление битвы при Хакодате. Справа — императорские войска, слева — войска повстанцев.
Идеализированное японское представление битвы при Хакодате. Справа — императорские войска, слева — войска повстанцев.
Республиканский флот вступает в бой. На переднем плане - "Кайтэн", бывший прусский пароходофрегат "Данциг", спущенный на воду в 1853 году, в 1864-м купленный сегунатом Токугава, а в 1868-м - доставшийся "по наследству" республике Эдзо. Вооружение - 12 орудий.
Республиканский флот вступает в бой. На переднем плане - "Кайтэн", бывший прусский пароходофрегат "Данциг", спущенный на воду в 1853 году, в 1864-м купленный сегунатом Токугава, а в 1868-м - доставшийся "по наследству" республике Эдзо. Вооружение - 12 орудий.
-9

Морская часть войны Босин завершилась трехдневным сражением в бухте Аомори на севере острова Хонсю 5-7 мая 1869 года. Флотом республики Эдзо командовал Араи Иконосуки, Императорским флотом Масуда Тораносуки. В ходе боя два корабля республиканцев были потоплены, два захвачены, а флагман, "Кайтэн" выбросился на берег и был уничтожен экипажем.

Императорский флот в составе восьми кораблей потерял лишь один корабль-фрегат "Чойо", уничтоженный метким попаданием в пороховой погреб.

17 мая капитулировала осажденная имперскими войсками крепость Горекаку, 27 июня республика Эдзо была полностью ликвидирована.

Сожженный и полузатопленный "Кайтэн" много лет маячил на отмели как своеобразный памятник гражданской войне, пока его не разобрали на металлолом. Фотография сделана в 1922 году.
Сожженный и полузатопленный "Кайтэн" много лет маячил на отмели как своеобразный памятник гражданской войне, пока его не разобрали на металлолом. Фотография сделана в 1922 году.

До реформ Мэйдзи единого японского флота не существовало. Правители феодальных княжеств формировали флот исходя из своих возможностей и потребностей. Сёгунат Токугава к середине 60-х годов имел флот из восьми военных кораблей и тридцати шести вспомогательных судов. Княжества также имели солидные самостоятельные ВМС. Крупнейший флот имелся у Сацума- 9 пароходов. Тёсю- имело 5 кораблей и много вспомогательных судов, Кага- 10 кораблей, Тикудзен-8, у мелких доменов могло быть по 1-2 корабля.

Kotetsu
Kotetsu

«Котэцу». Броненосный таран французской постройки для флота КША. Куплен Токугавой в 1867 году, но из-за начавшейся гражданской войны передача корабля состоялась лишь в марте 1869 года и уже императорскому правительству. Воевал против республики Эдзо в мае 1869 года.

Фудзияма
Фудзияма

«Фудзисан Мару». Паровой фрегат, построенный в США по заказу Токугава. В 1868 году был передан императорскому правительству и воевал на стороне императора против республики Эдзо.

Тиёдагата
Тиёдагата

“Чиодогата”. Канонерская лодка. Первый построенный в Японии паровой военный корабль. В мае 1868 года был передан императорскую правительству и воевал на стороне императора против республики Эдзо.

-14

«Канко Мару». Военный пароход, подаренный голландским правительством в 1855 году. В апреле 1868 года передан имперскому правительству, был учебным при школе, не воевал.

-15

Фрегат «Кайо Мару». Построен в Голландии. Флагман адмирала Эномото в войне Босин. сел на мель 15 ноября 1868 года и затонул.

Корвет «Кайтен»
Корвет «Кайтен»

«Кайтен Мару». Бывший прусский корвет SMS Danzig. Куплен Токугавой в 1864 году. Новый флагман Эномото. Сожжен командой под угрозой захвата неприятелем 20 июня 1869 года.

«Канрин Мару» в продольном разрезе
«Канрин Мару» в продольном разрезе
Чойо Мару на картине 1868
Чойо Мару на картине 1868

«Канрин Мару» и «Чойо Мару». Построены в Голландии по заказу Токугава в 1857 году. К 1868 году «Канрин Мару» стал уже полностью парусным. «Чойо Мару» в апреле 1868 года перешел на сторону императора и в битве при Хакодате погиб от взрыва порохового погреба от выстрела с канонерки "Банрю" 11 мая 1869 года. «Канрин Мару» в сентябре 1868 года сел на мель и был захвачен императорскими войсками.

-19

«Банрю Мару». Канонерская лодка из яхты, подаренной королевой Викторией в 1858 году.. В мае 1869 года стала последним флагманом мятежного флота адмирала Эномото. 11 мая выбросился на берег, израсходовав боекомплект.

Парусные корабли Токугавы:

Парусный фрегат «Хоо Мару»
Парусный фрегат «Хоо Мару»
 Слева - «Мигахомару»
Слева - «Мигахомару»

«Мигахомару», бывшее прусское парусное торговое судно «Бранденбург», приобретенное сёгунатом в августе 1865 года. Использовался в качестве транспорта флота Токугава. Во время Босин 5 октября 1868 года (20 августа 1868 года) ушел из Синагавы вместе с мятежным флотом адмирала Такеаки Эномото на Хоккайдо. 11 октября 1868 года судно налетело на камни и затонуло.

Парусный фрегат «Хоо Мару» построен в Японии в 1854 году. Во время войны Босин он сбежал из Эдо до его падения, укрылся в области Сендай, а затем присоединился к флоту Эномото Такеаки, отплыв в Хакодате в декабре 1868 года. После падения Горёкаку 15 июля 1869 года он ушел вместе с 305 беглецами в Муроран, где был захвачена правительственными силами.

И, наконец, корабли Токугавы, о которых статей еще не было:

"Сёкаку Мару" Shokaku Maru (или Shokaku , или Shiyakukaku) 翔 鶴 («летящий в небе журавль»). Ранее -«Янцзы». Построен Нью-Йорк. Изготовлен в 1857 году. Куплен 29 ноября 1864 года. Затоплен в ноябре 1868 года. .

Валовой тоннаж 350 тонн, длина 198 футов  (60,35 м ), ширина 24 фута (7,32 м). Материал корабля- дерево
Двигатели-паровая машина 350 л.с. Экипаж 123 человека.

Торговое судно «Янцзы», построенное в Нью-Йорке в 1857 году, деревянный пароход, колесный или винтовой неизвестно. 29 ноября 1864 года сёгунат выкупил его у Британской ассоциации Дент в Иокогаме за 145 000 долларов и переименовал его в Сёкаку Мару. Он считался военным транспортом, но был вооружен.

5 февраля 1864 года (27 декабря 1864 года) на его борту сёгун Иэмоти Токугава, направился в Киото для участия на совещание. В тот момент транспорт фактически стал флагманом объединенного флота сёгуната и отдельных княжеств, собравшегося у берегов Синагавы.Во время второй карательной экспедиции против Тёсю командиром корабля был Киритара Сасакура и ему пришлось принять участие в боях, в обстреле береговой артиллерии при высадке десанта Ясиродзима (Суо-Осима) и битвы при Кокурагути. В начале войны Босин во время битвы при Тоба-Фусими он участвовал в блокаде Осакского залива в составе сёгунского флота Эномото Такеаки.

После поражения Токугава 11 апреля 1868 года корабль был передан правительству Мэйдзи вместе с «Фудзияма», «Чойо Мару», «Канко Мару». Он стал вторым официальным кораблем единых ВМС Японии (первый — «Чойо Мару»). Сёкаку Мару был немедленно использован правительством Мэйдзи во время войны Босин, но в ноябре 1868 года затонул в заливе Адзиро, когда перевозил солдат клана Хидзэн из Осаки в Токио.

Изображение Дзюндо Мару, «Безопасность на море Бандай Котобуки» Кёсаи Каванабэ ( собрание библиотеки Университета Васэда )
Изображение Дзюндо Мару, «Безопасность на море Бандай Котобуки» Кёсаи Каванабэ ( собрание библиотеки Университета Васэда )

«Дзундо Мару» Jundo Maru ранее «Jingy» (« Джинги » (Jinki). Построен в Англии в 1861 году.. Куплен в 1862 году.

Водоизмещение 405 тонн. Длина 77 м, ширина 8,6 м, глубина 5,1 м. Корпус сделан из железа.
Двигатели-паровая машин, 360 лошадиных сил и две дымовые трубы. Гребные колеса. Экипаж 65 матросов и офицеры .
Вооружение - 1-2 пушки

В 1862 году был куплен за 150 000 долларов сёгунатом Эдо и доставлен в Иокогаму . Название корабля также было изменено на Jundo Maru, Первоначально классифицирован как военный корабль, позже был переклассифицирован как транспортный корабль из-за слабого вооружения.

Новый корабль использовался не только для перевозки грузов, но и транспортировки чиновников сёгуната. Так 23 января 1863 года под командованием Кайсю Кацу корабль, отбывший из Синагавы, перевозил Сунгаку Мацудайру, глава правительства и Шоичиро Сугиура в Хёго. 9 июня того же года сёгун Токугава Иэмоти использовал его для проверки береговой обороны в заливе Осака в рамках подготовки к изгнанию иностранцев.

Во время войны Босин корабль занимался, как и большинство кораблей бывшего сёгуната, перевозкой большого количества боеприпасов и солдат. Он был отправлен для поддержки Северного Альянса (31 домен) в районе Ниигаты , перевозил боеприпасы из Хакодате в порт Ниигата для клана Айдза. 13 июля 1868 года в битве у Терадомари при появлении двух кораблей противника, был взорван экипажем.

Синсоку
Синсоку

Синсоку (神速, Godspeed ). Построен в США как Метеор.

В войне Босин воевал на стороне сёгуната под командованием Эномото Такеаки. Использовался как военный корабль и как транспорт. Во время битвы при Хакодате Синсоку был в составе сил республики Эдзо. Когда фрегат Кайё Мару затонул во время бури у берегов Эсаси на Хоккайдо , Синсоку попытался помочь спасти выживших. Однако он тоже перевернулся и затонул.

Chōgei Maru
Chōgei Maru

Chōgei Maru (長鯨丸, "Длинный кит" ). Спроектирован и построен в Глазго, спущен на воду как паром «Danberton». Приобретен сёгунатом Токугава в 1866 году. Использовался как боевой и как пассажирский корабль.

Воевал в составе флота республики Эдзо. Был захвачен во время битвы при Хакодате силами императорского правительства и передан под командование капитана Айуры Норимити  из области Сага. После войны Босин судно было передано Министерству по делам народа, которое впоследствии продало его в частный сектор, где оно было переименовано в «Ман’ри Мару» (萬里丸, «Десять тысяч ри»). Судно служило до 1880 года, став, в итоге, громадным плавучим складом корпорации Mitsubishi.

Так закончилось существование крупнейшего в то время флота в Восточной Азии, флота сёгуната Токугава. Несколько кораблей перешли в Императорский флот, большинство погибло в бою или от непогоды и навигационных ошибок.

Флоты мятежных даймё, на основе которых формировался флот сторонников императора, будут рассмотрены в следующей статье.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам