Найти тему

Православный креационизм. Скорость осадконакопления по данным палеонтологии (§ 2)

В обогащенной органикой мелководной зоне моря двуокись углерода в значительном количестве образуется при разложении органического вещества в осадке и в водной толще. В результате это может приводить даже к прижизненному растворению раковин беспозвоночных. На больших глубинах, кроме этого, большое значение для скорости растворения карбонатных раковинок имеет недонасыщенность вод карбонатом кальция. Переход от перенасыщенных кальцитом вод к недонасыщенным происходит в пределах первых сотен метров от поверхности воды. Кроме всего прочего, скорость растворения карбонатных скелетов значительно увеличивается с глубиной. Существует даже уровень, называемый компенсационной глубиной карбонатонакопления, который разделяет карбонатсодержащие и полностью бескарбонатные осадки [20, с. 66].

Интенсивному растворению подвергаются состоящие из аморфного кремнезема раковинки радиолярий, панцири диатомовых водорослей и силикофлагеллят, скелеты кремниевых губок. Наибольшее влияние на скорость растворения кремниевых скелетов различных организмов имеют температура, pH, содержание растворенной кремнекислоты в воде, наличие на поверхности панцирей и скелетов защитных пленок органических или неорганическ по составу пленок. Например, на основании изучения диатомовых водорослей из проб, взятых в южной части Тихого и Индийского океанов (в так называемом антарктическом поясе кремненакопления) было определено, что в результате растворения дна достигает всего лишь от 0,9 до 8 % исходного количества организмов. Кроме того, дна достигают только 1/5 – 1/3 от исходного числа видов, обитавших в поверхностных водах [26]. Сказанное относится и к остальным группам кремнеземпродуцирующих организмов. Например, “расчеты для центральной части экваториальной области Тихого океана, – пишет Кеннет Дж. П., – показывают, что 90-99 % биогенного опала, продуцируемого в поверхностных водах, растворяется, не достигнув границы раздела вода-осадок” [20, с. 86].

У таких одноклеточных животных, как акантарии, вообще нет никаких шансов попасть в палеонтологическую летопись, поскольку их скелеты, состоящие из целестина (SrSO4), растворяются сразу же после гибели организма [13]. Весьма проблематичны шансы сохраниться в ископаемом состоянии у хрящевых рыб – акул, скатов, химер – поскольку хрящевые скелеты очень быстро растворяются. Все, что остается от подобных животных в абсолютном большинстве случаев – это зубы, шипы и чешуи. Несомненно, растворению подвергаются, особенно в морской воде, и обычные кости позвоночных животных и человека. По крайней мере, известны довольно многочисленные находки остатков затонувших кораблей с сокровищами и без оных, однако, мне не доводилось слышать о каких-либо скелетных останках. Даже на Титанике исследователи до сих пор не обнаружили никаких скелетов, хотя остатки обуви находили, причем расположение некоторых пар сапог однозначно свидетельствует о том, что они явно находились на ногах своих хозяев в момент их гибели. Насколько мне известно, и в затонувших вместе с экипажами подводных лодках тоже никаких останков моряков не находили, впрочем, литературы по этому вопросу мне найти не удалось, так что приходится довольствоваться лишь смутными воспоминаниями давних газетных публикаций.

Необходимо, кроме всего прочего, не забывать о разложении мягких тканей погибших животных (этот процесс протекает под воздействием бактерий, грибов и насекомых) и о так называемых падалеедах. Совершенно ясно, что в течение незначительного времени под воздействием различных биохимических, химических, физических факторов и поедания трупов падалеедами от животного должен остаться один лишь скелет. К тому же, если и этот оставшийся от животного один лишь скелет не будет своевременно погребен в осадках, то даже и без всякого растворения целостность скелета будет очень быстро нарушена, поскольку отдельные его кости будут разнесены придонными течениями на различные расстояния.

С течением времени, различные остатки организмов, скопившиеся на дне бассейна, погребаются в осадках, в которых продолжается воздействие различных биохимических, химических и механических процессов на погребенные остатки организмов, в результате которых либо продолжается их разрушение, либо происходит их изменение. Органическое вещество и растительного, и животного происхождения подвергается воздействию таких процессов, как тление, гниение, гумификация, мумификация и т. п. Минеральные скелетные остатки продолжают растворяться и в осадках – например, кремниевые скелетные образования испытывают дополнительное растворение в толще осадков, ибо придонные и иловые воды недонасыщены кремнеземом, в результате чего в осадочных отложениях, в конце концов, остается около 2 % биогенного кремнезема. Известны даже случаи массового прижизненного растворения раковин двустворчатых моллюсков, обитающих в поверхностных песчаных осадках литорали (литоралью называют приливно-отливную зону моря, которая периодически то заливается водой во время прилива, то осушается при отливе) в районе города Мурманска, под воздействием значительного количества СО2, попадающего в осадок в результате разложения выброшенных на берег во время шторма огромных скоплений водорослей. Кроме того, и органическое вещество, и минеральные скелеты организмов, погребенные в осадках, могут замещаться различными минеральными образованиями, например, кальцитом, пиритом, тальком, кремнем, фосфоритом и т. д. [20, 43].