Найти тему
Владимир Нагирняк

Как в Красной армии исправляли ошибки в мобилизации

Статья о проблемах мобилизации в Великую Отечественную войну во "Взгляде"

Как в Красной армии исправляли ошибки в мобилизации


Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС
Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС


«Развал и запущенность в ряде военкоматов учета военнообязанных и антигосударственная практика при призыве в армию». Так звучит цитата из малоизвестного приказа Великой Отечественной, касающегося мобилизации 1941-1942 годов. Некоторые ситуации и рецепты тех давних времен даже сегодня выглядят актуальными.

Частичная мобилизация в России проводится с 21 сентября этого года. Однако сообщалось, что в процессе мобилизации фиксируется ряд нарушений. Происходящее говорит о сбоях в работе мобилизационной системы, механизм которой в таком масштабе запускался очень давно, еще в Великую Отечественную.

Современные ошибки при проведении частичной мобилизации порой напоминают те, которые, судя по  документам времен Великой Отечественной, допускались 80 лет назад.

Вставай, страна огромная

К началу Великой Отечественной основой советской мобилизационной системы служили военные комиссариаты. В довоенное время они акцентировали свое внимание на организацию учета приписного состава и допризывной подготовки советского населения. Нападение Германии на Советский Союз и последующие 1418 дней войны стали суровой проверкой для их работы.

22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в 14 западных военных округах Советского Союза была объявлена мобилизация граждан 1905–1918 годов рождения, являвшихся военнообязанными. К этому времени в Красной армии уже служило свыше пяти миллионов человек. Благодаря начавшемуся призыву, за первую неделю ее состав увеличился вдвое. Однако в начавшихся боях советские войска несли большие потери, что потребовало пополнения для обескровленных частей или для формирования новых.

В сложившейся ситуации советское правительство 8 июля 1941-го было вынуждено начать вторую волну мобилизации, вразрез с довоенным планом. А затем пришла очередь и третьей волны, во время которой было призвано в армию почти семь миллионов человек, включая необученных. Всего с начала войны по 1 октября 1941-го было мобилизовано более 14 миллионов человек 1895–1918 годов рождения.

Проверкой установлено

Столкнувшись с такой нагрузкой, мобилизационная система начала давать сбои. Советское командование получало сигналы о нарушениях при проведении призыва со стороны военкоматов. С ними разбирался замнаркома обороны (НКО) Ефим Щаденко, бывший в то время начальником Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии (Главупраформ). О том, как это происходило, свидетельствуют его приказы.

16 января 1942-го Государственный комитет обороны (ГКО) издал постановление об ответственности за уклонение от воинского учета, обязав военкоматы во всех случаях предоставления отсрочки от призыва делать соответствующие пометки в документах военнообязанных, которым она предоставлена. Спустя неделю вышел приказ НКО № 064 о мерах борьбы с уклонением от постановки на воинский учет и призыва, подписанный Щаденко. Он обязал военные округа периодически проводить проверку воинских документов у граждан во всех населенных пунктах.

Проверяя исполнение приказов ГКО и НКО, военная прокуратура фиксировала «многочисленные случаи незаконного предоставления некоторыми военкоматами броней и отсрочек от призыва в ряды Красной армии лицам, не имеющим на это никакого права». Тогда 15 марта появился приказ НКО № 0192 об устранении таких нарушений. В нем Щаденко отмечал, что «брони и отсрочки иногда предоставляются по явно непроверенным, порой фиктивным документам, по знакомству».

При этом Главупраформ указал на следующие факты нарушений: «некто Братухин В.С., состоя на службе в магазине № 19 «Гастроном» (г. Москва) заместителем директора, в декабре 1941 г. был забронирован в качестве электротехника завода № 478 (…). На заводе № 43 военнообязанные Пахомов А.В. и Мурзин Ф.С. были забронированы как специалисты, а на самом деле работали первый – кладовщиком, второй – кухонным рабочим».

Всего же путем выборочной проверки в Москве выявили 3298 человек незаконно забронированных. Щаденко был вынужден признать, что штабы округов и фронтов не проверяют работу военкоматов. Тогда он приказал немедленно организовать всесоюзную повсеместную проверку по «бронированию и предоставлению отсрочек от призыва» и сплошную проверку всех уже предоставленных броней и отсрочек, завершив ее к 10 апреля 1942-го.

Окончание статьи можно прочитать на сайте "Взгляд":

Как в Красной армии исправляли ошибки в мобилизации