Продолжаем знакомство с удивительной пурпурной лягушкой Nasikabatrachus из Западных Гат!
Семейство Nasikabatrachidae, к которому принадлежит наша героиня, считается довольно древним. Хотя ископаемые остатки древних назикабатрахусов пока не найдены, исследования по филогенетике выводят их из раннего мелового периода. Выходит, эти неприметные землекопы видели распад древнего континента Гондваны на отдельные материки и острова - ближайшие их родичи, лягушки семейства Sooglossidae, обитают на Сейшелах, правда никакого отношения к слонам ни те, ни другие не имеют .
Миллионы лет пурпурные лягушки вели тихую и незаметную жизнь, рыли подземные ходы в поисках червей и термитов, неторопливо ползали под ногами сиватериев, слонов и носорогов, но к настоящему времени их существование поставлено под вопрос. В чём же причина? Обо всём по порядку.
Как мы уже сказали в предыдущей заметке, свои подземные покои назикабатрахусы покидают только по зову природы. В июне-июле со стороны Аравийского моря приходят влажные воздушные массы. Над Западными Гатами они проливаются дождём, и для пурпурных лягушек наступает самое ответственное время в году - период размножения. Длится он всего две недели, и в это время неуклюжие носатые землекопы устремляются к быстрым горным ручьям и речкам. Там самки откладывают икру, приклеивая её к подводным камням. После этого лягушки возвращаются под землю, а у их потомства впереди три месяца развития в крошечных, но столь же носатых лягушат. Головастики пурпурных лягушек были обнаружены и описаны ещё в 1918 году шотландским зоологом Нельсоном Аннандейлом и его индийским коллегой Нарайяном Рао. Однако Аннандейл не сумел определить видовую принадлежность странных головастиков с широкой головой и ртом-присоской и обозначил их как "Species incertae sedis", то есть "Вид неясного систематического положения". Идентифицировать "неясность" Аннандейла удалось только в 2012-м году.
Будущие назикабатрахусы по амфибийным меркам выглядят необычно. Больше всего они напоминают лорикариевых сомиков из Южной Америки и азиатских ручьевых гольцов рода Gastromyzon. Их губы образуют присоску, при помощи которой головастики удерживаются на быстром течении и соскребают с камней водорослевые обрастания, которыми и питаются. Таким образом, аналоги в животном мире есть не только у взрослых пурпурных лягушек, но и у их головастиков, причём совершенно разные!
К концу развития головастики достигают 7-8 сантиметров длины, и вот тут наступает самое опасное время в их жизни. Коренное население Западных Гат не прочь разнообразить свой рацион животным белком, поэтому в июле-сентябре наступает сезон охоты на головастиков. В течение сезона семья из четырёх человек вылавливает и съедает в среднем 1500 (или три килограмма) будущих пурпурных лягушек. Это при том, что количество икринок в кладке у этого вида невелико - порядка 3000. В сочетании с вырубкой лесов - бичом и проклятием дикой природы - вылов и поедание головастиков ставят пурпурную лягушку в угрожаемое положение. Надежда - только на образовательные программы, разработанные индийскими герпетологами для племён Западных Гат, да, возможно, на содержание и разведение в неволе, которое помогло уже немалому числу редких и исчезающих видов.
Текст: #Острошабов@inbioreactor
Редактура: #operkfs@inbioreactor