Найти в Дзене
Додо Дневник

Счастливые люди делают крутые продукты: корпоративная культура в Додо

Оглавление

А вы знаете, что такое корпоративная культура? HR-директор Додо Пиццы, Галина Ветошкина, может вам об этом рассказать. А еще — как из пиратов стать строителями космических кораблей, не ругать за ошибки и быть неугомонным энтузиастом.

Привет, меня зовут Галя. Уже больше четырех лет я пытаюсь объяснить бабушке, кто такой HR-директор и чем он отличается от кадровика Марии Павловны у нее на работе. Попробую и тут.

Для того, чтобы бизнес работал эффективно, нужно привлечь в компанию талантливых профессионалов. Помочь им адаптироваться, понять принципы, правила, процессы компании. Важно создать для них комфортные условия и продуктивную среду для творчества, поддерживать и помогать в развитии и росте, платить достойное вознаграждение, а иногда — расставаться.

Моя команда как раз этим всем и занимается. Мы помогаем компании достигать целей и реализовывать стратегию бизнеса через культуру и работу с людьми.

Что такое корпоративная культура? Без нее нельзя строить бизнес?

Я бы сказала, что культура — это то, как мыслят и действуют люди в компании. Это ценности и принципы, опираясь на которые люди создают продукты, принимают решения, строят отношения друг с другом и с клиентом, понимают, что важно, а что — нет. В общем, определенным образом относятся к себе и к своему делу.

Именно люди проявляют культуру в работе каждый день, привносят в нее новые важные смыслы и делают ее живой. Так что любой бизнес имеет определенную культуру, даже если она пока не упакована в ценности или принципы.

Как создавалась и менялась корпоративная культура Додо

Часто культуру задает основатель, и сам является ее концентрацией. Поэтому компании такие разные. В случае с Додо, Федор с самого начала заложил свои ценности, принципы и подходы: про работу с клиентами, фокус на качестве, а весь его путь — это вообще история про тотальную открытость. Дальше в компанию приходили люди, которые разделяли эти ценности, принципы и подходы. Они помогали поддерживать культуру и изобретали новые решения. Например, раньше Федор вел блог, где честно и открыто рассказывал о том, как у Додо идут дела. А теперь у нас открытые кухни в пиццериях, а в интернете — выручки сети и даже финансовая отчетность.

Под влиянием людей-единомышленников наша культура менялась, собирая в себе все больше нестандартных подходов и правил. Я помню, была ситуация, когда наша информационная система переслала случайно деньги клиентам. Можно было начать всех ругать, хейтить, искать виноватого, но вместо этого мы собрали команду и сфокусировались на решении проблемы. Потому что ошибки случаются. И теперь это тоже стало частью нашей культуры.

-2

В общем, за годы существования у Додо получился некий свод ценностей и принципов, по которым мы живем.

  • Открытость. Одна из ключевых ценностей, по которой часто распознают нашу компанию. Это про признание своих ошибок, сжигание мостов, готовность к новому. Также открытость — это история о требовательности к себе и друг к другу: когда можно называть неудобные вещи своими именами, открыто подсвечивать проблемы и давать обратную связь.
  • Клиенты. Все, что мы делаем, — это для клиентов. Они наш босс и наша ценность. Мы фокусируемся на том, какой опыт даем гостям, изучаем его, собираем обратную связь. Всегда стремимся быть лучше и действовать в интересах клиента.
  • Качество. Мы производим еду, поэтому внутри этой ценности есть важный момент про безопасность и для клиентов, и для сотрудников. Мы работаем над тем, чтобы создавать качественный продукт и сервис, постоянно расти и работать над собой, не останавливаться на достигнутом, все время повышая планку.
  • Доверие. Мы полностью доверяем нашим клиентам, партнерам, друг другу. Верим в потенциал наших сотрудников, их отдачу и ответственность к своей работе, поэтому доверяем им порой сложные, но развивающие задачи. Без доверия сложно строить взаимоотношения, работать командой, действовать в ситуациях с высокой неопределенностью. При этом мы не терпим обмана и все всегда делаем по-честному.
  • Люди. Или по-другому — команда. Все в нашей компании кем-то создано. Кто-то изобрел новый продукт или дизайн, кто-то написал код, для курьерского приложения, а кто-то — сам курьер. Люди — это самое главное. Важно это не забывать, вкладывать и инвестировать в рост сотрудников.

С ценностями разобрались. Принципы с ними пересекаются, их много, поэтому постараюсь кратко. Там есть понятные истории про открытость и постоянные изменения, клиентоориентированность и принятие решений, основанные на данных и фактах. Есть более сложные, например, умение работать с ограничениями. Ограничения заставляют изобретать и придумывать, поэтому часто мы сами ставим себе, казалось бы, неудобные условия. Ведь так можно создавать неожиданные решения и выходить за рамки, чтобы тебе сказали: «А что так можно было?».

Есть принцип владения: то есть когда ты относишься к своей работе, как к собственному бизнесу. Это дает больше ответственности, внутреннюю неугомонность, заинтересованность и неравнодушие. Следующий принцип мы называем «лидер не впадает в паралич аналитика, он всегда действует». Вместо тысячи обсуждений лучше пойти и попробовать. Мы за практику!

А чтобы не раствориться в доверительной культуре, не стать «сытыми котиками», которые не достигают целей и боятся сказать правду в глаза, есть принцип требовательности к себе и друг другу. Мы, конечно, радуемся результатам, поздравляем коллег, но всегда знаем, что можно сделать еще лучше. Это позволяет нам никогда не останавливаться на достигнутом.

Из пиратского корабля в ракетостроителей

Ребята в нашей компании часто неординарные и по опыту, и по жизни, а еще очень талантливые. Поэтому раньше у нас была метафора, что Додо — пиратский корабль. То есть это команда энтузиастов, которые не боятся вызовов и готовы рисковать, даже если все вокруг говорят, что у них ничего не получится. А мы все равно шли на большой энергии и с маленьким количеством опыта делать невозможное.

Со временем, когда задачи становились сложнее, появился фокус в том числе на профессионализм. Наши «пираты» выросли в профи внутри компании, а в те сферы, где нам пока не хватало навыков и знаний, мы привлекали уже опытных специалистов. Конечно только тех, кто разделяет нашу культуру и также хочет создавать новые продукты и классный опыт для клиентов, партнеров, сотрудников компании.

Важно было искать именно таких ребят, кого мотивирует что-то создавать. То есть страстных изобретателей, которые горят тем, что делают. Если это бренд шеф, то он обожает создавать вкусную еду, может изобрести целую систему сбора обратной связи от клиентов и оцифровать вкус. Если это разработчик, который создает приложение для курьеров, то ему важен не только качественный код, но то, как его продуктом будут пользоваться те же курьеры.

Поэтому сейчас я бы сказала, что Додо-команда — это неординарные талантливые профессионалы, разделяющие наши ценности, и изобретатели, которые хотят создавать и менять мир к лучшему.

-3

Кто-то скажет, что мы просто делаем пиццу. Но мы делаем ее так, будто запускаем корабли в космос, которые должны повлиять на будущее всей планеты.