Найти тему
@uspeh_rebenka

Дофаминовый удар

Качество человеческой жизни зависит от уровня того, как часто мы испытываем приятные переживания, умеем себя вознаграждать.

Например, вкусная еда. Или музыка, которая очень нравится. Или яркие эмоции от путешествий. Или любовь, потребность быть любимым и востребованным.

Все наши действия имеют единственный мотив -  получение удовольствия. За этот процесс отвечает  “гормон счастья”( дофамин) - биологически активное вещество, которое вырабатывается в мозгу синапсами нейронов и служит для передачи нервных импульсов.

Приятные переживания вызывают чувство удовольствия. В такие моменты мы ощущаем себя прекрасно. И, самое главное, хотим повторить такое поведение.

Интересно, что стимулированный цифровым пространством мозг, высвобождает в разы больше гормона счастья, чем когда ребенок просто играет во что то или гуляет на улице.

Отсюда постоянный интерес дорваться до гаджета. Современный ребенок готов на все ради экранного времени. Так как дофамин заполняет систему вознаграждения, она становится чрезмерно стимулированной, а остальные развлечения на этом фоне становятся банальными и пресными.

Если у ребенка наблюдается снижение способности испытывать удовольствие от других занятий, то это сигнал, на который нужно обратить внимание. Симптом депрессии - когда вообще уже ничего не радует, частое явление в подросткового кризиса.

Что такое процесс вовлечения? Когда выполнение любой другой активности является необходимым этапом, чтобы получить удовольствие (экранное время). Так же как вся жизнь наркомана и все его действия направлены на то, чтобы получить свою дозу. В случае поведенческой зависимости - еда, шоппинг, вэйпы, курение. Или химической - употребление алкоголя или ПАВ (психоактивные вещества).

Понимая процесс, достаточно грамотных действий внутри семьи. То есть наша задача разорвать эту связь, которая формирует привычку. Как правило это стресс, как следствие снятие напряжения в сети.

Если совсем просто - то ребенок, побывав в инфопространстве, получает такого уровня дофаминовый удар, что реальная жизнь теряет краски, не привлекает настолько сильно. Уровень счастья и приятные переживания в разы меньше.

Надо понимать, что кто то сидит в гаджете от скуки, а кто то пытается компенсировать последствия нагрузки, напряжения, с которой психическая система не может справится. И это совершенно разные вещи. То есть экранное время тоже как бы бывает разное.

Теперь возьмем за переменные - радость от реальной жизни и эйфория от виртуальной.

Предлагаю сразу развести по сторонам.

На что мы повлиять не можем, не стоит тратить энергию и душевные силы - злость, раздражение, досаду, импульсивность, тревогу, - стоит вовремя отрефлексировать, разобраться отдельно.

К ребенку они не имеют никакого отношения, ему самому нужна поддержка.

А дальше предпринимать разумные воспитательные шаги, действуя в той зоне, в которой мы можем влиять - это создание среды.

Один из шагов, который поможет корректировать экранное время - задавать себе вопрос: “ Что для моего ребенка является источником удовольствия в реальной жизни?” А теперь нужно  посмотреть в глаза реальности.

И подумать над тем, - “получает ли мой ребенок хоть какое то удовольствие от повседневности? Или его окружают бесконечные требования, нравоучения, угрозы и наказания?”

Теперь возьмем наши переменные и сделаем из них разность.

Эйфория от виртуальной жизни минус  радость от реальной = Х.

Простыми словами, чем меньше счастья ребенок испытывает в своей жизни, тем большая зона влечения к гаджетам  на данном этапе.

Этот показатель прямым образом зависит от семейной системы, автором и творцом которой являются близкие родственники. Теперь понятно, что мама, воспитывающая ребенка одна, испытывающая постоянное финансовые трудности, к огромному сожалению,  находится в зоне риска  получить еще проблему цифрового поведения у своего ребенка.

Только не надо, осознав причину вовлечения в цифровое пространство, становится для своего ребенка клоуном. Им нужен рядом самодостаточный, активный, уверенный в себе взрослый. И самое главное, который сам умеет получать удовольствие от жизни, которую от для себя создал.

Как же у нас часто бывает? Родители, в редкие часы выходного дня то ссорятся, то мирится, то алкогольные напитки распивают.

Еще один вопрос, над которым стоит подумать: “А я умею получать удовольствие от обычных вещей? Радоваться совместной прогулкой со своим ребенком по осеннему лесу, наслаждению подышать запахом мокрых от дождя листьев?”

Как правило, для нас это пресно. Почему? Потому что мозг уже давно закрепил свои личные паттерны поведения, чтобы получить дофаминовый удар, да побольше) Какой он у вас? Вот этот процесс на автомате усваивают дети. От вас.

Поэтому чем больше в семье счастья от совместных семейных часов, приятных разговоров, откровенности, умения слушать и понимать проблемы друг друга, тем меньше риска, что ребенок будет усваивать привычку к аддиктивному поведению.

В норме удовольствие от активности в реальной жизни равно тусовке в сети. Как понять? Если вы зовете сына погонять мяч, что то поделать вместе, то ребенок с радостью бросает гаджет и бежит за кроссовками. К этому постепенно нужно стремиться, если на данном этапе ситуация совсем другая.

Наука
7 млн интересуются