Куда делись инки и кто их потомки

682 прочитали

Мы уже рассказывались куда делись народы Майя после европейского завоевания. А куда же делась Империя Инков из Южной Америки? Давайте разбираться.

Статья может показаться длинной, но она очень интересная, написано лёгким и доступным языком, с разбивкой на главы и абзацы.

Мы уже рассказывались куда делись народы Майя после европейского завоевания. А куда же делась Империя Инков из Южной Америки? Давайте разбираться.

Мочика

Пару тысяч лет назад в Андах (запад Южной Америки) начинают возникать развитые земледельческие цивилизации. Например, вдоль реки Моче на севере современного Перу, возникает культура Мочика — создательница уникальной керамики-письменности. Согласно официальной истории, Мочика оставили после себя Солнечную и Лунную пирамиды — крупнейшие строения, когда-либо возведённые в древней Южной Америке. Этот народ проживал преимущественно у побережья Тихого океана и насчитывал около полумиллиона человек. В целом, это были достаточно развитые ребята, умели делать оросительные каналы и обрабатывать металл, но по технологиям всё-таки уступали европейцам как минимум на пары тысяч лет.

К концу VII века в стране начинаются серьёзные природные катаклизмы и народ угасает.

Удивительно, но язык мочика, на котором говорили местные жители, продолжал быть актуальным в XVII и даже XVIII веках. Однако, к концу XIX века на нём говорило лишь несколько деревенских стариков. Последний носитель умер около 1920 года, но отдельные фразы и слова продолжали использоваться местными жителями аж до 1960-х гг.

Чиму

Итак, спустя пару веков после угасания культуры Мочика откуда-то с севера приплывает некий Тайканамо. Он основывает на севере Перу столицу Чан-Чан. На тот момент город стал одним из крупнейших в Южной Америке, в котором на период расцвета проживало около 60 000 человек — в 3 раза больше, чем в Париже. Так появилось Королевство Чимор. Новоприбывшие ребята объединили все более мелкие этносы, включая остатки народа Мочика, и сформировали новую культуру — Чиму.

Люди народа Чиму практиковали жертвоприношения и поклонялись луне, потому что, в отличие от солнца, её видно и днём и ночью. В целом, они были продолжателями культуры Мочика, но гораздо лучше преуспели в сельском хозяйстве. Чиму строили колодцы, оросительные каналы и водные резервуары. Любили плавать на каноэ и обожали раковину моллюска. А если ещё учесть, что основатель государства приплыл на плоте, станет очевидно, что эти ребята очень любили воду.

Уари

Тем временем южнее существовала культура Уари. А ещё южнее, преимущественно на территории Боливии, — культура Тиуанако со столицей в одноимённом городе недалеко от озера Титикака. Там разговаривали в основном на двух языках: пукина, который вымер в XVIII веке и аймара, который сохранился до сих пор. Но об этом позже.

Чанки и Ичма

Примерно к 1000 году государство Уари распалось. Взамен стали доминировать две культуры — чанкайская к северу от Лимы (столицы современного Перу), и Ичма — к югу. Местные жители уже с меньшей вероятностью говорили на языке аймара, но, в целом, в регионе говорили на родственных кечуанских языках.

Бога народа Ичма звали Пача Камак. Считалось, что Пача Камак создал первого мужчину и первую женщину, но забыл дать им питание, и мужчина умер. Женщина прокляла Пача Камака, обвинив его в небрежности, и Пача Камак оплодотворил её. Но ему показалось этого мало, и тогда он убил её сына и разрубил его тело на куски. Второй сын женщины, Уичама, мягко говоря, был в шоке от происходящего. Он сбежал, и за это Пача Камак убил его мать. Тогда Уичама отомстил богу и каким-то образом загнал его в океан. Весело, конечно, жили в те времена.

Тауантинсуйу

И вот, на дворе 1200 год. У людей, живущих вокруг озера Титикака, становится новый бог — Виракоча (он же Отец-Вода, он же бог-творец). Его жена — Мама Коча (как не трудно догадаться, Мать-Вода). Они родили двух детей — сына звали Инти (бог Солнца), а дочь — Мама Килья (богиня Луны). То, что они были брат с сестрой, не помешало им завести детей.

По одной из версий, тот самый Пача Камак являлся женой Мамы Кильи. Но тогда почему она рожает детей не от него, а от брата? По другой версии Пача Камак был их старшим сыном.

Так или иначе, у бога Солнца и богини Луны были ещё дети — сын, дочь и, возможно, ещё одна дочь. Одну дочь звали Пачамама, к ней вернёмся в конце статьи. Вторую — Мама Оклло. Но сейчас важнее сын. Имя его — Манко Капак.

И вот этот персонаж, получается, внук бога-творца, объединяет северные, южные, западные и восточные земли и основывает новое государство — Тауантинсуйу — четыре объединённых провинции. Тауа — «четыре», суффикc -нтин — «совокупность», суйу — «страна», «область» или «провинция».

Себя Манко Капак провозглашает кем-то вроде короля, что на местном языке звучит как Инка.

Манко Капак — первый Инка. Основатель государства Тауантинсуйу.
Манко Капак — первый Инка. Основатель государства Тауантинсуйу.

Королевство Куско

В XII веке Манко Капак основывает город Куско, делает его столицей своей державы. За время правления он ввёл свод законов и отменил человеческие жертвоприношения. В жёны взял свою сестру (Маму Оклло) — так же, как делали его мифические предки. От неё родился наследник — Синчи Рока.

Новый правитель тоже именовался Инка. Получается, что государство Инков, это, грубо говоря, государство царей или государство королей. Т.е. инки — не национальность. Хотя, в будущем инками стали называть всех людей державы, а не только правителей.

Синчи Рока улучшал столицу и присоединял пограничные территории. Со временем столичный регион развился в небольшое Королевство Куско. Он также, как и все его предки, женился на своей родной сестре, которую звали Мама Кора.

В 1410 году Королевством Куско начал править уже восьмой по счёту Инка — Хатун Тупак. Он взял себе имя в честь верховного божества — Виракоча. Он даже старался одеваться в божественные наряды.

В отличие от своих предшественников, Виракоча (Хатун Тупак) не просто грабил чужие города, а захватывал и присоединял их к своей растущей державе. При нём разразилась большая война в Андах. Сначала агрессивные чанки победили кечуанский народ (о тех и других написано выше), а затем с 40-тысячной армией пошли на государство инков Тауантинсуйу (Королевство Куско) и осадили столицу. Виракоча со своей семьёй сбежал из Куско и через какое-то время состарился и умер. Новым (девятым) правителем государства инков стал сын Виракочи — Ванар.

Империя Инков

Ванар Юпанки возглавил войско инков, освободил с помощью союзников Куско от осады и уничтожил основные силы Чанка. За это его прозвали «изменивший мир», что на местном языке звучит как пача кутек. С тех пор он стал зваться не Ванар, а Пачакутек Юпанки.

Пачакутек расширил Империю Инков от озера Титикака в центральных Андах до Хунина. Он развивал экономику, сельское хозяйство и инфраструктуру. Фактически, именно Пачакутек преобразовал свою державу в империю. В 1438 году территория Империи Инков составляла 800 000 км² (больше современной Турции), а население — 6 млн. человек.

В 1493 году на трон взошёл молодой 17-летний (одиннадцатый по счёту) Инка. Его так и назвали — Уайна Капак, что в переводе с кечуа означает «молодой правитель». Он также стал стал первым правителем инков, родившимся не в Куско.

Перу (колония и вице-королевство)

Уайна Капак продолжил политику экспансии Империи Инков, начатую его предшественниками. В течение нескольких лет он расширил территории на север, захватив город Кито и покорив народ каньяри. Так земли современного Эквадора и частично Колумбии оказались под властью инков.

В 1515 году Уайна Капак получает известия о неких белых людях. На самом деле это были европейские конкистадоры, которые положили глаз на земли инков и позже назвали их Перу.

В 1525 году в Империю Инков всё-таки проникает первый европеец. Это был португалец Алежу Гарсия. Но он прибыл с востока и исследовал территории современных Парагвая и Боливии. А Уайна Капак «осваивал» северные территории. Там то впервые он и встретился с белыми людьми.

Правда, последствия этой встречи оказались печальными. Белые люди привезли с собой оспу, иммунитета от которой у инков не было. Уайна Капак заразился и умер.

Но перед смертью Уайна-Капак решил, что империя должна разделиться между двумя его сыновьями. Южной частью со столицей Куско должен был править Уаскар, а для северной части был предусмотрен Атауальпа. Раздел империи, однако, привёл к многолетней гражданской войне между братьями за единоличную власть. Со временем побеждать стал всё-таки Атауальпа.

Тем временем к 1527 году территория Инков выросла до 2 000 000 км² (сегодня это было бы 13-е в мире по площади государство). Империя включала в себя территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора, а также частично Чили, Аргентины и Колумбии.

В то же время на побережье Перу высаживаются испанские конкистадоры под предводительством Франсиско Писарро. Он отправил двоих своих подданных разузнать как там обстоят дела у инков. Атауальпа встретил гостей как полагается — сопроводил их в Кито и там принёс их в жертву богу Виракоче.

15 ноября 1532 Атауальпа дружелюбно принял в Кахамарке следующую партию испанцев. На этот раз с самим Франсиско Писарро.

Однако Писарро оказался хитрее. Он со своим отрядом из 182 человек взял Атауальпу в заложники и устроил резню более чем 5 тысяч практически невооружённых воинов.

Писарро берёт в плен Инку Атауальпу
Писарро берёт в плен Инку Атауальпу

Инки были в шоке — какие-то металлические люди, чудовищные существа из другого мира, что-то бахает и взрывается. На самом деле это были просто доспехи, мушкеты, пушки и кавалерия. Нападение испанцев произвело ошеломляющий эффект на инков, которые ничего не могли противопоставить.

Пленённый Атауальпа пообещал испанцам горы золота и серебра за своё освобождение. Больше месяца инки собирали изделия из драгоценных металлов и переплавляли их для освобождения своего правителя.

Но тут захватчики подумали, что если его освободят, то, скорей всего проиграют. Тогда Испанцы придумали хитрый план: они обвинили правителя инков в организации восстания и убийстве собственного брата Уаскара. Устроили суд. Суд приговорил Атауальпу к смерти через сожжение. Однако Атауальпе было обещано сменить вид казни на удушение, если тот перед смертью примет католичество. Атауальпа согласился, так как в понимании инков сохранение тела было необходимо для жизни после смерти. 26 июля 1533 года 36-летний Атауальпа был задушен с помощью гарроты (петли с палкой).

— Европейские демократические ценности.

После его смерти испанцы назначили новым правителем Тупака Уальпу (ещё один сын Уайна Капаки). Но местные его убили. Тогда испанцы выбрали следующего сына Уайна — Манко II.

Многие инки, ранее поддерживавшие казнённого Атауальпу, не захотели подчиняться новой власти и стали партизанить. А новый правитель (Манко II), наоборот, активно сотрудничал с испанцами. Он помог им подчинить столицу и поставить Империю Инков в вассальную зависимость от Испании.

Но потом что-то пошло не так. Испанцы стали осквернять храмы, переплавлять ценные реликвии, угнетать местное население. Последней каплей было то, что Писарро захотел жениться на жене Манко II. Тот, естественно, не выдержал, решил сбежать из Куско и поднять восстание. Но испанцы его поймали и посадили в кандалы. Они плевали ему в лицо, били, называли собакой и держали в ошейнике на цепи.

— Европейские демократические ценности.

Спустя какое-то время Манко всё-таки освободили. Он сбежал из города, поднял восстание и началась, фактически, настоящая война между инками и испанцами. Там так всё запуталось, что в итоге испанцы стали воевать с испанцами за контроль над инкскими городами, а сами инки просто отдалились и наблюдали.

В начале 1540-х почти всю Южную Америку (кроме Бразилии) объявляют Вице-королевством Перу со столицей в Лиме.

Вилькабамба

В 1544 году Манко II предательски убили в его новом убежище — Вилькабамбе. Преемником стал его девятилетний сын Сайри Тупак, но Империя Инков, по сути, уже прекратила своё существование, а местные жители вместо мятежа и борьбы с конкистадорами предпочли прятаться и выживать.

Крошечная Вилькабамба стала последним независимым индейским государством, оставшимся после Империи Инков. Спустя несколько лет испанцы предложили Сайри Тупаку покинуть Вилькабамбу и для безопасности переехать в подконтрольные испании земли. После двух лет переговоров Сайри согласился.

В Лиме его встретили с почестями. Сайри Тупак отказался от своих претензий на Империю Инков и принял крещение под именем Диего. Взамен он получил титул Принца Юкая и множество земель с большими доходами. Затем он по традиции женился на своей сестре (с разрешения римского папы Юлия III). У них родилась дочь, и больше Сайри Тупак не возвращался в Вилькабамбу.

В 1558 вместо Сайри оставшимися инками стал править его брат — Титу Куси Юпанки (сын Манко Юпанки и внук Уайна Капака). В 1566 он подписал мирное соглашение с испанцами, а два года спустя принял христианство. Титу Куси сделал своего брата Тупак Амару жрецом и хранителем тела отца (Манко Инки II) в Вилкабамбе.

В 1571 году испанцы отравили Титу, а виновным назвали Тупак Амару. В следующем году испанцы объявили войну последним независимым инкам в Вилькабамбе, которых возглавил Тупак Амару — последний Инка. Всего за пару месяцев испанцы захватили и разрушили город, а государство инков перестало существовать официально. Тупака Амару и всю его свиту казнили через повешение, даже тех, кто уже умер, не дождавшись казни.

— Европейские демократические ценности.

Латиноамериканцы

Пока империя инков рушилась, один из испанцев решил взять в жёны племянницу того самого Уайна Капаки. У них родился сын-метис — наполовину испанец, наполовину инка. Его даже так и стали называть — «первым латиноамериканцем». Звали этого метиса Инка Гарсиласо де ла Вега. В 1609 году в Лиссабоне (столице Португалии) выходят его труды «Подлинные комментарии инков». Это серия из двух книг, которая описывает историю инков и Перу. Она наделала не мало шума.

В следующем веке в Куско рождается ещё один значимый латиноамериканец — Тупак Амару II. Его прадед по мужской линии был сыном дочери последнего Сапа-инки Тупак Амару I. Он получил хорошее образование и большую поддержку местных жителей.

Инка Тупак Амару II, XVIII век.
Инка Тупак Амару II, XVIII век.

В 1780 года Тупак Амару II поднял восстание против испанской короны. Многие индейцы его поддержали, пожелав отомстить за многолетнюю европейскую оккупацию.

В следующем году испанцы поймали Тупак Амару II. Сначала его решили волочить по земле до места казни. На той же главной площади Куско (где более двухсот лет назад был казнён его предок Тупак Амару I) устроили резню. Сначала на его глазах казнили жену, сына и ближайшего его товарища — брата жены. После этого казнили остальных его последователей и соратников. Затем дошла очередь и до самого Тупак Амара II. Для начала ему вырезали язык, потом отрубили голову, а затем четвертовали.

— Европейские демократические ценности.

После массовой казни восстание продолжалось ещё два года. Но испанцы отвечали жестокостью. Они истребили почти всю индейскую аристократию, запретили наследование титулов вождей и уничтожили все символы их власти, а также запретили многие элементы национальной одежды инков. Индейцев пытались заставить разговаривать только на испанском языке. И в качестве бонуса аж до 1918 года запретили книги «Подлинные комментарии инков» по причине опасного содержания.

Восстание Тупак Амару наметило для южноамериканских колоний путь к независимости. Впоследствии он стал символом революционной борьбы в Латинской Америке. Уже через сорок лет после восстания в Южной Америке началась война за независимость.

Современная Республика Перу

Испанская элита смогла найти общие интересы с превалирующим индейским населением. В 1821 году Перу объявило о своей независимости. Индейцы, потомки Империи Инков, в какой-то степени получили независимость, правда уже в составе испаноговорящего христианского государства Перу. Со временем индейцы стали получать всё больше и больше влияния, вплоть до того, что некоторые из них всё чаще и чаще стали руководить страной.

Женщина-кечуа с ребёнком
Женщина-кечуа с ребёнком

Сегодня в Перу 1/4 населения — потомки инков (в основном кечуа, а также немного аймаров). Ещё почти 2/3 — метисы. В некоторых регионах страны кечуа, аймара и другие местные языки даже являются официальными.

Боливия

Но ещё интереснее ситуация в соседней Боливии, которая тоже раньше являлась частью Империи Инков. Там 46% населения — кечуа и 42% — аймары. Правда, и те, и другие с примесями европейской крови, так что в какой-то степени могут считаться метисами, хоть и с преимущественно индейским компонентом. Но даже при таком раскладе минимум 20% населения — чистые потомки инков. При этом в Боливии на испанском говорят лишь 60% населения, остальные — на местных языках. При чём официальных на государственном уровне.

Эво Моралес — индеец аймара, президент Боливии (2006–2019)
Эво Моралес — индеец аймара, президент Боливии (2006–2019)

А ещё в 2009 году боливийцы проголосовали за новую конституцию, которая отменила статус католицизма как официальной религии и значительно расширяет права коренных жителей страны — индейцев. Помимо испанского, статус государственного получили языки всех индейских народностей страны (с условием их обязательного изучения). Также, согласно новой конституции, в парламент страны должны входить группы национальных меньшинств. Кроме того, было предложено на государственном уровне почитать богиню земледелия и плодородия древних индейцев — Пачамаму. Да, ту самую, о которой упоминали в начале статьи.

Итого

Сегодня в Южной Америке проживает около 30 миллионов потомков инков, больше половины из которых — в Перу. И примерно по 20% — в Боливии и Эквадоре. Также есть небольшие, но весомые группы в Аргентине, Чили и Колумбии. Так что, фактически, инки никуда не делись, а остались жить на своих землях. Большинство из них приняли христианство, некоторые смешались с европейцами, но при этом они сохранили свой язык, по большей части культуру и, в какой-то степени, генетический фонд.