И поехали мы с Максиком к директору школы. Забирать документы из малокомплектной деревенской школы и определять ребенка в школу Волгограда. Ну, это я думала, что придём мы к директору школы и это будет выглядеть так:
- Здравствуйте, я забираю этого ребенка, он теперь будет жить со мной в большом городе и ходить в большую школу. Отдайте нам его документы.
А мне скажут:
- Как замечательно, что такой хороший мальчик будет теперь жить с новой мамой в большом городе и учиться в большой хорошей школе, не то, что наша! Вот, держите документы ребенка и счастливого пути!
О госспадя, какая ж я была дура наивная... Хотя вообще-то нечего жаловаться, каким-то чудом получилось почти так. Хоть так вообще не должно было получиться.
Начало было тут. А немножко продолжения тут.
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Маленький Максик был отправлен в школу с шести лет. Когда я об этом только-только узнала, моему внутреннему возмущению не было предела. Зачем - с шести? Почему не с семи-то? Он и в восемь-то росточком как шестилетний. У него пальчики еще совсем-совсем детские, и не развиты как следует. Какая там мелкая моторика? Что же два года назад-то было? Или малыш в глухой калмыцкой деревне такой вот развитый вундеркинд, что нет смысла его у печки держать, надо быстрей-быстрей отправлять этого вундеркинда на занятия? Или - что?
Маленький Максик объяснил мне это так:
- К бабушке с дедушкой пришли директор школы и милиционер. И милиционер сказал, что мне надо идти в первый класс. И бабушка с дедушкой отдали меня в школу. Разве можно не послушаться милиционера?
Смысл прихода директора школы вместе с милиционером, я думаю - с участковым, одевшимся для пущей солидности по форме, дошел до меня гораздо позже. Малокомплектная школа была под угрозой закрытия. Был нужен ещё хотя бы один ребёнок. А где их взять-то, этих ребёнков, если их в деревне просто нет? Закроют школу - значит, еще несколько семей уедут из деревни. Детям же надо учиться, детям нужна школа, обязательно. Уедут несколько семей - потеряют работу учителя малокомплектной школы, сократится население деревни - наверняка сократят участкового, передадут эту деревеньку под присмотр к участковому какой-нибудь соседней деревни или районного центра, до которого километров пятьдесят-сто... Кто выиграет в этой ситуации? Вы, дедушка и бабушка, в этом году своего внука не отправите в первый класс с шести лет, а где он будет учиться тогда, когда ему семь лет-то исполнится? Школу закроют. Внучика своего любимого в интернат тогда через год определять будете? Или будете переезжать из-за отсутствия школы в город? Где там жить? Снимать квартиру? На две пенсии? А продать в этой деревне дом, во-первых, маловероятно, во-вторых - денег с проданного в таком месте дома хватит на то, чтоб в городе полгода-год снимать квартиру. А дальше жить как?
И маленький Максик с шести лет пошёл в первый класс. Само собой, появление милиционера в форме во дворе запомнилось шестилетнему малышу гораздо ярче, чем приход обычной пожилой женщины-директора школы, поэтому он и считал, что в школу его милиционер отправил... И Максик продлил существование этой маленькой деревенской школы еще на несколько лет.
Маленькое здание на три помещения. Два помещения под классы, один из классов оставался пустым, и учительская. Деревня ОЧЕНЬ маленькая. Нет в этой деревне молодых людей, все стараются в город переехать. Оно и понятно. Людям хочется жить хорошо, а как тут можно жить хорошо, если из цивилизации в этой деревне только электричество? Даже питьевая вода - привозная. Остались в деревне почти одни старики. Нет тут работающих людей, потому что нет работы, и нет тут детей. Впрочем, всё, как во многих деревнях.
Работы в такой деревне нет. Колхозы-совхозы давным-давно развалились, остатки жителей выживают, как могут, в основном - за счет своего личного хозяйства. Если есть пенсия, регулярно выплачиваемая государством живыми деньгами, - ты счастливый человек. А как жить тем, у кого пенсии еще нет? Поэтому любая официальная работа, на которой платят деньги, тут на вес золота.
Школа в этой деревне не первый год была под угрозой закрытия. И так существовала только малокомплектная начальная школа, где одной комнате сидят на первой парте два ученика - первый класс, во втором классе - никого, в третьем классе - один ученик. Ну и в четвертом классе целых четыре ученика, и они занимают целых две парты. Потеря одного ученика, который создает тот самый минимум для существования малокомплектной школы, может послужить причиной для закрытия этой школы вообще.
Всем, проживающим в крупных городах и имеющим представление о деревнях по телевизору, интернету и картинкам с цветочками в палисаднике и с пёстрыми курочками, пожалуй, трудно себе такое представить. Такие школы есть до сих пор, и их немало. Как всегда, интернет в помощь, и пжалста вам всем: «Первого сентября текущего года открывается 92 малокомплектных школы, численностью которые достигают от 5 до 50 человек», - это Псковская область, 2022 год.
Сразу свежий комментарий прилетел, со ссылкой, но пропала кнопка "закрепить комментарий", чтоб он на самом верху был и всем виден. Вот так в Смоленской области учителя свою школу спасли. Вяли под опеку детей.
То есть школа, в которой учился Максик, не являлась чем-то из ряда вон выходящим. Стоит съехать с асфальта, и такая картина будет чуть не в каждой деревне, похоже. Средняя наполняемость - ШЕСТЬ ЧЕЛОВЕК... Директор тебе одновременно и учитель, и уборщик, и печку натопить. Да, отопление в школе было - печное. Нет в деревне централизованного отопления, и котельной тоже нет. Дрова есть. И уголь.
Мне в моём деревенском детстве повезло, школа у нас была полноценная средняя, в классах училось по 15-20 детей, и с вот такой малокомплектной школой я сталкивалась впервые и понятия не имела, что бывает и такое.
И я понятия не имела о том, как можно забрать ребенка из школы, как можно оформить ребенка в другую школу. Особенно когда ты по документам ребенку вообще никто.
А я ребенку - вообще НИКТО. То, что этот ребенок у меня две недели в гостях пожил и в первый же день поездки в большой город в гости на Родину-мать посмотреть спросил у меня разрешения мамой меня называть, ни для одного официального учреждения никакой роли играть не будет.
И вот теперь, после более четко прорисованной картины маленькой деревни с её проблемами, вопросы по поводу того, почему маленький Максик у деда с бабушкой не был оформлен вообще никак, уже отпадает, правда? Когда-то его мама была в этой деревне прописана. Родила ребенка, ребенок прописан тут же, в этой же деревне. А то, что он живет у бабушки с дедушкой, которые по документам-то этому ребенку тоже никто, потому что эти бабушка с дедушкой родители отца ребенка, который своим сыном его не признал, так тут никого этим не удивишь. Главное - есть такая маленькая человеческая единица, а уж дописать бумажек, например, для того, чтобы человек в школу пошел, так это уже не такая проблема, правда? И любой директор школы и любой участковый на многое закроют глаза. Иначе останутся без средств к существованию.
И почему дедушка, приютив у себя многодетную мать, не побежал жаловаться в опеку, в местное отделение полиции, главе поселкового совета? Да вот поэтому же. Потому что не будет администрация поселка или школы принимать активные меры. Потому что дети в этой деревне, если их еще и зарегистрировать тут - это спасение для школы. И сохранение самого населения деревни. И не будет администрация школы сама вызывать себе же из района проверки. Дети - чистые, в доме порядок, никто детей не бьёт и не обижает. В холодильнике пусто? Так это временное явление. Это у матери временные трудности. Так полдеревни живёт. Во временных трудностях-то. Потому что дети в этой деревне, если их еще и зарегистрировать тут - это спасение для школы.
А ещё... Ну какие могут быть вопросы к деду, который по-русски с акцентом разговаривал, образования никакого не имел, и вот здрассте: почему дед не поставил органы опеки в известность о том, что вот у него поселилась женщина с четырьмя детьми и без средств к существованию? Почему не сигнализировал должным образом и куда надо? Да вот потому и не сигнализировал. Потому что понятия не имел, что об этом вообще надо куда-то сигнализировать. А участковый в такой деревне - скорее враг, чем друг и власть. Я вот, относительно образованная тётка, проживающая в большом городе, и то на тот момент (напоминаю- 2003 год!) понятия не имела, что и как нужно делать для того, чтобы забрать себе чужого ребенка.
И мы с Максиком попёрлись в школу. К директору, за документами.