Найти тему
Шкатулка с историями

Как принц и принцесса спорили, у кого платьев больше

Когда говорят о семейной жизни королей - как правило, всегда имеется в виду супружеская жизнь. Брак. А вот родители, братья, сестры, тещи, свекрови и прочие шурины с племянниками выпадают из поля зрения.

А вот и зря! Ведь во всяких "мимо тещиного дома я без шуток не хожу"- для королей даже более актуально, чем для простых смертных.

Ведь, к примеру, тещей испанского короля Филиппа II была Екатерина Медичи. И это случай, когда теща с зятем стоили друг друга.

Скушай, зятек...
Скушай, зятек...

Но о теще Екатерине и ее блинах - поговорим в следующих сериях.

А сегодня посмотрим на отношения дона Филиппа с ближайшими родственниками - родителями, братьями, сестрами.

Первую часть о "пауке из Эскориала", Филиппе II Испанском, читайте здесь

Ближайшей компаньонкой принца была его родная сестра Мария, родившаяся годом позже.

"Они проводили время в спорах, у кого больше платьев".

Напомню, что маленькие мальчики тогда носили платья.

-2

Дети развлекались как могли - в четыре года Филипп ошарашил придворных, отказавшись ехать с матерью, и потребовав для себя с сестрой отдельное средство передвижения

"Он хотел ехать с инфантой, потому что ему очень нравится ее компания - что показывает, что он вырастет тем еще дамским угодником"

У детей были общие учителя по музыке и танцам, и если Филипп и правда проявлял качества дамского угодника, то оттачивал их на младшей сестре и ее свите. Забегая вперед, скажу, что первая любовь у принца случилась с фрейлиной его сестры Марии.

Потом у Филиппа появилась еще одна сестра - принцесса Хуана. И, конечно, когда мы говорим о "семье Филиппа II" - семья обязательно включала в себя его родных сестер.

Донья Хуана, сестра Филиппа
Донья Хуана, сестра Филиппа

Тем более что Хуана после недолгого португальского брака вернулась домой, где играла роль самой авторитетной женщины при дворе и даже правила Испанией, когда Филипп отсутствовал.

Но и Мария - которая вышла замуж за кузена, будущего императора Максимилиана II, и жила далеко, в Вене - Мария тоже не теряла связи с братом.

Мария, Максимилиан и только некоторые из их детей
Мария, Максимилиан и только некоторые из их детей

Но это было непросто. Вмешивалась неприязнь, которую муж Марии, Максимилиан, питал к Филиппу. Следует заметить, что неприязнь поначалу была достаточно односторонней - Максимилиан терпеть не мог Филиппа и не жалел для него ядовитых эпитетов. А Филипп как раз хотел дружить. По крайней мере так может показаться из писем Филиппа, очень доброжелательных и искренних.

Вот что Филипп, к примеру, писал по поводу лже-беременности своей второй жены, Марии Тюдор.

Беременность королевы, к сожалению, оказалось ложной. Вы с моей сестрой преуспели куда лучше, чем мы.

Мария с Максимилианом и правда преуспевали лучше - они стали родителями пятнадцати детей.

Но со временем Филипп распознал истинное отношение к себе со стороны австрийских родственников и начал платить им той же монетой. Письма сестре, императрице Марии, таким образом состояли из двух частей - официальной письменной, которую Мария могла зачитать мужу. И конфиденциальной, которую посол Филиппа передавал императрице устно. Со своей стороны Мария не стеснялась рыться в бумагах своего мужа, чтобы передать сведения, которые могли заинтересовать брата.

Не удивительно, что Мария, будучи "австрийской" и внешне, и по фамилии - в самой Австрии как-то не прижилась, и после смерти Максимилиана предпочла вернуться домой в Испанию. Со сменой локации она правда сменила и направленность интриг - теперь, уже в Мадриде, пыталась лоббировать интересы австрийских родственников.

Обе сестры, и Хуана, и Мария, своей резиденцией выбрали мадридский монастырь "Дескальсас реалес" - что дословно "Монастырь босоногих принцесс". Не знаю, правда ли они там босиком ходили, но заведение весьма шикарное. В названии даже есть некая ирония - ну все равно, что Лондон назвали бы "приют нищенствующих олигархов".

Кроме законных сестер Филипп мог рассчитывать (и рассчитывал) и на незаконных отпрысков своего отца. Ведь в королевских семьях в 16 в. дело обстояло точно так же, как в крестьянских: ребенок - это не только лишний рот, но и еще одни рабочие руки. Об "оптимизации монархии" в те времена и речи не шло. Каждый гусь шел в бульон.

И Филипп с удовольствием привлекал к государственным делам и единокровных братьев и сестер.

Сестра Маргарита, герцогиня Пармы и Пьяченцы, служила у него правительницей Нидерландов. Ее сын Алессандро Фарнезе стал одним из самых успешных генералов на службе Испании. Не меньше прославился и победитель при Лепанто - единокровный брат Филиппа, дон Хуан Австрийский.

-5

Но как руководитель семейного бизнеса, Филипп грешил недоверчивостью и высокой долей эгоизма - и потому его топ-менеджменту временами приходилось нелегко. На самом деле, если говорить правду, прославленный криминальной хроникой "дом Гуччи" был райским местечком по сравнению с "домом Габсбургов". Но всем им конечно далеко до "дома Валуа".

Хотя, если и случались на этом пути взаимные разочарования и даже трагедии, тенденция прибегать к помощи родных людей у Филиппа сохранялась до конца его дней.

Ближайшими помощниками уже престарелого Филиппа были его дочь Изабелла Клара Эухения и племянник Альбрехт Австрийский, сын сестры Марии.

Эти двое в конце концов даже создали весьма крепкую ячейку общества, поженившись.

В общем, что я хотела сказать... Филипп II очень часто предстает в поп-культуре эмоционально отстраненным мрачным одиночкой, не знавшим нормальных человеческих привязанностей. Это не так. Филипп очень любил свою семью.

Так любил, что повелевал изображать себя со ВСЕМИ женами сразу
Так любил, что повелевал изображать себя со ВСЕМИ женами сразу

Боготворил мать, умершую, когда ему было 12.

"Пусть все будет устроено так, как во времена моей матери"

Так Филипп отвечал мажордомам по всем вопросам, касающихся устройства двора для его любой из его жен. В понимании Филиппа все, чего касалась рука его матери, было идеально.

Филипп был привязан к сестрам, братьям, племянникам, дочерям. Все они играли важную роль при его дворе. Так что назвать Филиппа одиночкой было бы явным преувеличением.

А пока вы ждете следующую статью, прошу ознакомиться с биографиями родственников дона Филиппа. Не пожалеете - они умели зажечь)

1 Единокровная сестра, Маргарита Пармская - адская невеста ах какого жениха.

Принцесса, превратившая жизнь мужа в ад
Шкатулка с историями15 мая 2020

2 Единокровный брат -дон Хуан Австрийский, самый золотой мальчик 16 века

3 Родная сестра Мария и ее счастливый брак с еретиком

Еретик и католичка - запретная любовь в императорской семье
Шкатулка с историями21 апреля 2020

4 Родная сестра Хуана -та, что выдавала себя за мужчину. Зачем? Узнаете здесь

5 Племянник Алессандро Фарнезе - самый ценный родственник дядюшки Фи