Погибший в бою воин должен быть похоронен. Это - неписанный "закон войны", продиктованный не столько моральными нормами, сколько элементарными санитарными требованиями.
Как же должно было производиться погребение павших красноармейцев в годы ВОВ?
Первым документом, регулирующим данный вопрос в годы ВОВ, стал приказ Народного комиссариата обороны номер 138 от 15 марта 1941 года.
Согласно нему сбор трупов погибших в боях производится на фронте вне сферы ружейно-пулеметного огня специально созданными командами, в обязанности которых входит розыск трупов, регистрация их согласно медальонам, сбор и доставка их на дивизионный пункт для погребения.
В обязанности этой же команды вменялся сбор у погибших вторых экземпляров вкладышей из медальонов и передача их вместе с регистрационным списком на дивизионный пункт, составление схемы расположения найденных тел.
Приёмка тел на дивизионном пункте должна была производиться под роспись начальника команды с отправкой копии документов в штаб дивизии.
Погребение предусматривалось производить только в масштабах дивизии или бригады, в братских могилах или воинских кладбищах.
Трупы погибшего начальствующего состава следовало (от командира полка и выше) следовало направлять в армейский тыловой район, где их надлежало похоронить в деревянном гробу, окрашенном краской. Трупы остального начальствующего состава хоронили в отдельных могилах дивизионными командами.
После погребения данные о захоронении вносились в специальную книгу погребений, где напротив фамилии похороненного ставился порядковый номер могилы и точно указывалось на топографической карте крупного масштаба место расположения данной могилы.
В реальности же 1941-го года осуществить всё это было просто невозможно. Ожесточённые бои, окружения, оперативная обстановка, часто не позволяли похоронить бойцов как подобает. Части либо попадали в окружение, либо гибли полностью. Так павшие красноармейцы становились или без вести пропавшими или непонятно где захороненными.
С учётом опыта 1941-го года в 1942 году был разработан приказ Народного комиссариата обороны номер 106 с приложением, - "Инструкцией по уборке бывших полей сражения".
Во многом он повторял предыдущий приказ. Но были и отличия. Теперь сбор, документирование и захоронение тел воинов РККА возлагалось на команды, организуемые местными Советами депутатов трудящихся из гражданского населения.
Перед началом захоронения начальник похоронной команды обязан был произвести опознание и учёт всех обнаруженных тел военнослужащих и гражданского населения.
Опознание производилось по медальонам военнослужащих или по имеющимся у них документам.
Все эти сведения должны были заноситься в "Именной список трупов командиров и бойцов Красной армии и гражданского населения, обнаруженных на полях сражения". Эта книга прошнуровывалась и опечатывалась печатью местного Совета депутатов трудящихся. Ответственность за ведение данной книги и её хранение возлагалась на начальника похоронной команды.
В книге указывались:
- Место и время проведения работ;
- Населённый пункт;
- Номер могилы и её точное расположение;
- Количество и установленные биографические данные захороненных;
- При перезахоронении, - месторасположение прежнего захоронения, количество тел в нём, место нового захоронения;
Сведения из книги сообщались в Центральное бюро по персональному учёту потерь личного состава действующей армии.
Местные власти были обязаны следить за состоянием захоронений, ухаживать за ними. Каждое захоронение обозначалось указательным знаком и должно было иметь видимый номер.
В реальности же дело обстояло иначе. Местным властям нужна была пахотная земля и, поэтому, чаще всего тела бойцов убирали только с пашен. В лесистой же местности этого никто не производили многие защитники Родины до сих пор лежат там в верхних слоях почвы.
22 апреля 1942 года приказом начальника Главного управления тыла Красной армии на каждом фронте, в каждой армии и в Московском военном округе были созданы специальные команды - для захоронения тел своих и вражеских воинов.
Ответственность за их деятельность возлагалась на начальников санитарных управлений. Они были обязаны изучать районы боёв на местности и по картам, хоронить всех бойцов.
Однако, в реальности, это соблюдалось лишь частично. Повсеместно похоронные команды появились только с 1943 года. С 1944 года захоронения стали осуществляться в надлежащем виде.
Площадь Республики. Справа — Сербский драматический театр, слева — угол здания Народного музея. В 1948 году все захоронения в Белграде были вскрыты и останки перенесены на специально созданное «Кладбище освободителей Белграда». На месте этой (самой большой) братской могилы в настоящее время небольшой березовый сквер. г. Белград. Октябрь 1944 года.
#история #генеалогия #родословная #РККА #Москва