Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Как мужчина должен жить по Домострою. Государь для домочадцев

Домострой — литературный памятник, в котором собраны правила и нормы жизни человека средневековой Руси. Книга была популярна несколько веков: ее переписывали и передавали по наследству. Считается, что окончательный вариант текста сложился во времена Ивана Грозного, в середине XVI века, а авторство приписывают протопопу Сильвестру, одному из сподвижников царя. Большая часть предписаний касалась мужчины, хозяина дома. Читайте, что для средневекового отца семейства считалось праведностью, как полагалось «вразумлять» жену, когда возвращать ссуды и чему учить сыновей.

Андрей Попов. Крестьянская семья на пашне (фрагмент). 1854. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Андрей Попов. Крестьянская семья на пашне (фрагмент). 1854. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

По Домострою, мужчина в доме считался главным. Дом в книге уподоблялся крепости, а ее хозяин — государю. Постройки, сад и огород следовало окружить крепким забором, ворота держать закрытыми, а вечером запирать их. Никто посторонний не должен был знать, что происходит внутри дома. Запрещалось рассказывать семейные тайны и подробности жизни, а слугам — обсуждать домашние дела. Мнение соседей считалось важным: насмешки или осуждение общества были для мужа страшной бедой и позором.

Иван Куликов. Семья лесника (фрагмент). 1909–1910. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область
Иван Куликов. Семья лесника (фрагмент). 1909–1910. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область

Отец семейства — наставник и кормилец — отвечал за благополучие и здоровье всех домочадцев перед Богом и обществом. Домочадцами называли не только ближайших членов семьи, но и слуг, а также всех, кто жил в доме. Это могли быть дальние родственники, те, кто находился на попечении хозяев или жил в доме из милости — например, больные или странники.

Николай Загорский. Чаепитие (фрагмент). 1890. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
Николай Загорский. Чаепитие (фрагмент). 1890. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ

Книга регламентировала и отношения внутри семьи. Порядок должна была гарантировать строгая иерархия. Жене полагалось полностью признавать старшинство супруга — как в средневековой семье, уклад которой складывался на протяжении веков. Мужу нужно было «уноровить» — угодить и поддержать его точку зрения. Например, советоваться с ним, о чем говорить при гостях.

Карл Лемох. Крестьянский обед (фрагмент). XIX век. Одесский художественный музей, Одесса Украина
Карл Лемох. Крестьянский обед (фрагмент). XIX век. Одесский художественный музей, Одесса Украина

Мужчине предписывалось уделять жене достаточно внимания. Каждое утро полагалось завтракать с женой, а каждый вечер после молитвы — наедине с ней обсуждать домашнее хозяйство. Считалось, что долг мужа перед супругой — учить ее праведной жизни. Если жена наставлений не слушала, нормы Домостроя предписывали ее наказывать: «Вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».

Автор: Маргарита Ковынева