Два года назад мною была написана статья «Село с красивым названием – Марьино». Тогда я даже не предполагал, что село было названо так в честь Марии Петровны Колычевой, жены владельца близлежащих земель, участника Отечественной войны 1812 года, майора в отставке Сергея Васильевича Колычева. Оказывается это такая увлекательная история, больше похожая на легенду из средних веков.
Сергей Васильевич, один из ярких представителей древнейшего рода Колычевых. Он родился и вырос в Москве, уйдя в отставку, приезжает жить в своё родовое имение, находившееся в Балашовском уезде – с. Красное Колено. Род Колычевых ведёт свое начало от Фёдора Колыча, внука Андрея Ивановича Кобылы, вышедшего «из прус» приблизительно в XIV веке, и занимавшего при дворе Ивана Калиты важный военный пост.
Колычевы владели обширными землями в Балашовском уезде Саратовской губернии, куда входили село Красное Колено, деревни Марьино и Хмелинка, которые они покупают у дядьки С.В.Рахманинова Сатина. Основателями поместья надо считать Василия Петровича Колычева подпоручика в Выборгском пехотном полку и его жены (брак с 1783 г.) Дарьи Алексеевны Тихменевой. Красноколенское поместье славилась своими постройками и устройством. Вот как описывали его современники: ««…Когда-то господская усадьба славилась своими постройками, которым, казалось, во веки веков конца не будет. Перед усадьбой возвышавшейся на берегу сплавной реки, упоминавшейся даже в географиях, расстилался, на несколько десятин, роскошный парк, с изящьчно разбросанными по нём беседками, киосками, таинственными гротами, искусственными водопадами и прудами. Когда-то в господском доме гремел оркестр домашних музыкантов, в таинственных гротах, порой, раздавался шепот влюблённой молодёжи. По искусственным прудам скользили лодочки и гондолы, на лужайках парка происходили оживлённые танцы, раздавался весёлый шум и говор, парк горел разноцветными фонарями, бенгальскими огнями, фейерверками, и всё дышало жизнью и довольством. За рекой, там где заканчивается парк, на пологом берегу и находилось село …» Хозяева на долгое время стали уезжать в Москву и всё реже и реже приезжали в усадьбу. Господский дом, парк, всё это без должного внимания постепенно теряло свою красоту и былую роскошь. (Думаю, что это описание другой усадьбы).
После окончания наполеоновских войн здесь поселился молодой майор Сергей Васильевич Колычев с женою Марией Петровной.. Найдя усадьбу в разорении, он рьяно берется за её восстановление. Барин был очень близок народу, пытался проникнуть в сущность крестьян. Он близко сошелся с крестьянами: носил красную рубаху, гулял на их свадьбах, крестил их детей. Крестьяне в ответ пропитались к молодому барину доверием и любовью, приходили к нему за помощью и советом. Открыл больницу с бесплатными лекарствами, где лечились не только его крестьяне, но и жители соседних сел. Им была открыта и школа для детей крестьян, в которой сам Сергей Васильевич преподавал арифметику и церковное пение.
Переезду в Красное Колено предшествовал брак с Марией Петровной (фамилия неизвестна). Сам Сергей Васильевич утверждал, что жена его – Мария Петровна происходит из бедной дворянской семьи. Биограф и родственник Колычевых М.Л. Боде пишет в книге «Боярский род Колычевых», что Сергей Васильевич был женат на крепостной своей матери. Согласно местным слухам, после свадьбы якобы выяснилось, что Колычев женился на своей сестре по отцу. По тем же сведениям М.Л. Боде-Колычева, Сергей Васильевич с женой своей вместе не жил, хотя и не было ссор и женился на ней по любви, жили друг от друга в нескольких верстах и редко виделись. Скорее всего местом жительства Марии Петровны была деревня Марьино. Временем основания Марьино можно считать 1815-1825 годы. В 1846 году она построила здесь каменную церковь. с такою же колокольнею во имя святой Живоначальной Троицы.
В 1836 году, в возрасте 45-ти лет он скоропостижно умирает. оставив завещание, по которому 3500 десятин земли переходит вольноотпущенной девице, приписанной к Балашовскому мещанству, Устиньи Сергеевой. Сергеева не являлась владелицей этой земли и в завещании была указана лишь потому, что она была сиротой, а Сергей Васильевич сильно был привязан к ребёнку и старался помочь ей. Но Устинья Сергеева умерла ещё при жизни завещателя, и земли перешли в распоряжение Балашовской Дворянской Опеки на постоянное пользование. Полученные с земли доходы, по завещанию, употреблялись на содержание малолетних детей бедных дворян. По отчету 1875 г. доходы с этих земель составляли 76351 р. 35 к. капитала.
.Мария Петровна, проезжая 1823 году через Кирсанов, Тамбовской губернии, остановилась в городе, чтобы переночевать. Вечером этого дня она была в местной церкви. После службы она обратила внимание на плащаницу, искусно вышитую золотом. Узнав, что ее изготовили местные сестры из богадельни, Колычева захотела с ними познакомиться и велела вести ее к их начальнице. Увидев Татьяну Пахомовну, она призналась, что видела ее во сне. Мария Петровна узнала о нуждах сестер, о давнем желании иметь свою церковь и вызвалась помочь.
Она погостила в богадельне две недели и, уезжая, велела из своего имения тайно привезти несколько возов ржи, крупы, пшеницы и ссыпать все в амбар богадельни. Также дала денег на церковь и, впоследствии, стала постоянной благотворительницей обители.
В 1826 году, по милости благодетельницы майорши М.П. Колычевой были построены маленькая каменная церковь и несколько бедных келий, в которых жило до 70 сестер. Игуменья с сестрами все более тяготились тем, что общежитие не имело собственного храма Божия для молитв и уединенных от городского шума келий для подвижничества. Сестры жили среди города и молились в церкви вместе с мирянами.
Игуменья Кирсановского монастыря, проезжая с одной из монашек, через Саровскую пустынь в г. Арзамас, куда везли партию льняного полотна. Остановившись в Сарове, сестры пожелали принять благословение от о. Серафима. «Только вошли мы в его келью, – рассказывала игуменья, – как он радостно, благословляя нас, стал говорить: «и ну, у вас будет храм; вот приедет к вам барынька, вы примите и угостите ее … и она выстроит вам храм». Когда сестры словами о. Серафима были приведены в недоумение и думали, не о духовном ли храме говорит он, старец с силою повторил: «будет, будет у вас церковь!»
Храм был построен во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а после смерти С.В. Колычева, в 1849 г., община была переименована в монастырь. Многие из родовых икон Колычевых поступили в эту церковь. В 1847 г. Мария Петровна вступила в общину. В монашестве ей дали имя Магдалина. Умерла она в 1857 г.
Вот таков жизненный удел первой владелицы Марьино.