Найти в Дзене
Георгий Жаркой

Плечи вздрогнули

Когда девочке исполнилось девятнадцать лет, папа увидел, что она читает роман Гончарова «Обрыв». Подошел, мягко положил руку на книгу, как бы заставляя обратить на себя внимание, и сказал:

- Понимаю, что здесь страсть. Ты что, страстью интересуешься? В романе главная героиня полюбила негодяя и чуть глупостей не наделала. Хорошо, что у бабушки мудрое сердце».

Что ему возражать? Ответила – сюжет занимательный, и характеры разные. Начало скучновато, дальше интересно.

А отец с подозрением посмотрел и попросил быть осторожнее в выборе друзей.

Тяжелый характер у отца, с детства дочь держал в ежовых рукавицах. Появится, например, подружка, он велит привести ее в дом, чтобы увидеть: «Посмотрю на нее и сразу пойму, что за птица».

Иногда бывало и так: не понравится почему-то лицо или одежда девчонки, строго запретит встречаться, даже следить станет.

Вот такой – деспот.

Фосса - как будто помесь кошки и собаки
Фосса - как будто помесь кошки и собаки

Мама молчала – подчинялась, видимо, в этом видела предназначение женщины. Может, и муж запугал. Как-то купила дочери джинсы, вернее, вместе купили – узкие-узкие, их натягивать надо. Мать считала, что у девочки ножки стройные, зачем скрывать?

Отец увидел, рассердился и раскричался, схватил острый нож – в куски разрезал. Демонстративно в мусорное ведро выбросил.

Сидели, испуганно молчали, потому что отец главный в доме.

Он за всем следил: за одеждой и за продуктами, за учебой в школе и за досугом. От него не спрячешься.

Обида на отца росла и росла, чуть в ненависть не превратилась. А затем так получилось, что рано девушка начала самостоятельную жизнь, и душа успокоилась.

Когда приходила с мужем в родительской дом, отец жал зятю руку и был корректным: никаких резких замечаний и неуместных поучений.

Конечно, когда ссоры случались – за дочь переживал, но не вмешивался.

Годы пошли один за другим, и родилась у женщины дочка. Пока была маленькой – сердце не волновалось, а подросла – произошло нечто.

Отцовские черты вдруг проявили себя: стала следить за дочерью, вглядываться в лица подруг и друзей. Беспокойство появилась.

Иногда до деспотизма доходило.

А живет фосса на Мадагаскаре
А живет фосса на Мадагаскаре

Еще время прошло, отец состарился, превратился в старичка. Сидели как-то, разговаривали, и он неожиданно сказал:

- Давно хочу попросить у тебя прощения за излишнюю строгость. Много неприятного из-за меня у тебя было.

А дочь ответила: «Спасибо тебе должна сказать, что строго воспитывал, дури у меня не было. А вот у матери зря прощения не попросил. Жизнь ее была ужасной. Не успел повиниться. Мне ее всегда жалко было, она радости не видала».

Тяжело старый отец вздохнул, отвернулся, плечи у него дрогнули.

Иногда думаю: оправдывает ли себя строгость в воспитании? Ее как-то оправдать можно, а вот деспотизм не принимаю.

Подписывайтесь на канал «Георгий Жаркой».